Закон о северном завозе – одна из форм системного развития арктических территорий
Правительство утвердило перечень территорий северного завоза, куда при поддержке государства будут доставляться грузы с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами. В перечень территорий вошли населенные пункты 21 субъекта страны. Постановление наделяет Минвостокразвития полномочиями по осуществлению функций федерального координатора северного завоза. В августе был принят базовый закон о северном завозе.
Дмитрий Солонников:
– Северный завоз – это система жизнеобеспечения целого ряда территорий РФ. До некоторых населенных пунктов, в том числе до столицы НАО Нарьян-Мара, никакого другого пути, кроме северного завоза, нет. Там нет ни железной дороги, ни автомобильной: либо северный завоз, либо авиасообщение, но самолетом тоже не все грузы доставишь.
В Советском Союзе была мощнейшая государственная программа по завозу, в 1990-е годы все стало разваливаться, идея поставить это на коммерческие рельсы – ни о чем, потому что ведет к монополизму. Это ответственность госструктур, и никакой частный бизнес, никакая свободная торговля проблему не решат. Нужна жесткая воля государства. И если государство видит развитие арктических территорий как одно из приоритетных направлений, то это нужно делать системно. Закон о северном завозе – одна из форм такой системности.
Если говорить о том, как это повлияет на цены, то нельзя сказать, что они будут гарантированно снижаться. Если они будут расти везде, то будут увеличиваться и там, но может не быть спекуляций на доставке. Здесь вопрос снятия только одного из критериев повышения стоимости, но никак не всех остальных. Ответственность должна быть паритетной: и «Росатома», который контролирует атомный флот, занимающийся перевозкой, и губернаторов, которые должны вовремя сделать заявки и оформить документацию, и подрядчиков, которые тоже участвуют в перевозках. Это комплексная работа, поэтому и должен быть закон, который описывает уровень ответственности всех участников процесса.