Все задачи в рамках ТОР «Камчатка» – развитие туризма, сельского хозяйства, логистики – поставлены правильно
Федеральный и региональный бюджеты, как сообщил в интервью ТАСС губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, выделят на создание инженерной инфраструктуры ТОР «Камчатка» до конца 2017 года 8 млрд рублей.
«Сейчас мы работаем над созданием инфраструктуры на площадках ТОР. Из федерального и регионального бюджетов на эти цели будет направлено около 8 млрд рублей. В 2016 году начато возведение инженерной инфраструктуры сразу на двух площадках ТОР – «Паратунка» и «Зеленовские озерки», – сказал Илюхин.
Инженерная инфраструктура, возведение которой уже практически началось, включает в себя электросетевое хозяйство, водопроводы, дороги. Все это будет строиться с нуля и должно быть сдано по графику к концу 2017 года. Сразу после этого начнется строительство нескольких гостиничных комплексов, агропромышленного предприятия по выращиванию овощей закрытого грунта, бальнеологического курорта.
«Проблем с нашей стороны по строительству дорожной, энергетической сети к площадкам нет, до конца 2017 года мы планируем ввести там все объекты. Что касается федеральных вложений (в сумме 5,727 млрд рублей), то они в большинстве своем предназначены на реконструкцию причалов в порту Петропавловска-Камчатского», — отметил губернатор.
Реконструкция причалов должна начаться до конца 2016 года, она включает в себя проектные работы и строительство причальных сооружений. Это необходимо для реализации части проекта ТОР, касающейся развития в регионе круизного судоходства. Ранее ТАСС сообщал, что по планам регионального правительства, уже к 2020 году количество туристов, прибывающих на Камчатку на круизных лайнерах, должно увеличиться до 220 тысяч человек в год. Сейчас эта цифра немногим превышает 10 тысяч человек.
Никита Масленников:
— Все задачи в рамках ТОР «Камчатка» – развитие туризма, сельского хозяйства, логистики – поставлены правильно. Так, развитие сельского хозяйства и общей логистики нужны именно для увеличения туристического потока. Продукты поставлять с материка дорого. Аналогичная ситуация перевозками. Поэтому заложить в проект по эти «защитные» положения – разумный ход. Тем более, что на Камчатке есть возможности развивать серьезно тепличные хозяйства – это связано с геотермальной электроэнергетикой.
Вместе с тем, есть вопрос, который остается пока без ответа: сколько будет стоит поездка на Камчатку среднестатистическому российскому гражданину, с учетом стоимости перелета и других сопутствующих факторов? Без ответа на этот вопрос все плановые показатели могут «поползти». Это связано с тем, что в ближайшие год-полтора сильного роста зарплат, реального дохода населения не предвидится. Возможно, все начнет восстанавливаться в 2017 году и выйдет на докризисные показатели к концу 2018 года-началу 2019 года. Ввиду этого рассчитывать на массовый ажиотаж в ближайшие три года рановато. Однако в это время наращивать потенциал ТОР «Камчатка» надо, поскольку перспективы здесь серьезные. В частности, не только российский турист, но и иностранцы (например, из Азии) могут приехать на отдых в этот прекрасный природный заповедник.
Проблему с доступностью цен на перелет в Камчатский край, усилиями властей региона не решить, но думаю, что могут быть предусмотрены какие-то специальные рейсы, лоукостеры. Вопрос лишь в том, сколько в кризис Минфин выделит средств.
В целом идея развития региона через ТОР «Камчатка» очень хорошая и может дать исключительный эффект. И все же, с учетом нынешних экономических реалий, я прогнозирую, что реализация всех задач в рамках развития территории опережающего развития немного растянется по времени.