В ряде регионов даже не было комиссии по конфликтам интересов
Минэкономразвития предложило администрации президента усилить «антикоррупционный потенциал» законов о закупках, распространив проверки наличия конфликта интересов на губернаторов, мэров, глав госкорпораций и операторов электронных площадок. Заказчиков могут обязать размещать список потенциальных коррупционеров, их ИНН и номера свидетельств пенсионного страхования в единой информационной системе, увязав ее для автоматической проверки с информационными ресурсами других ведомств, передает «Коммерсант».
В ведомстве подобную инициативу мотивируют тем, что коррупционное влияние на исход процедур имеют возможность оказывать губернаторы и мэры, их заместители по закупкам, руководители органов контроля и их заместители, должностные лица госорганов и органов местного самоуправления, а также сотрудники операторов электронных площадок.
Предполагается, что расширенный список потенциальных участников конфликта интересов заказчики должны размещать в единой информационной системе (ЕИС) — c указанием ИНН и номеров свидетельств пенсионного страхования.
Напомним, введенный в 2013 году запрет на аффилированность госзаказчиков и подрядчиков сейчас затрагивает лишь руководителей заказчика и его контрактной службы, членов закупочной комиссии и контрактных управляющих. Им нельзя состоять в браке или близком родстве с руководителями и выгодоприобретателями, владеющими более 10% активов подрядчика. Но ответственность за конфликт интересов фактически возложена на подрядчика, который должен декларировать его отсутствие, а не на заказчика — он вправе, но не обязан проверять достоверность таких данных. На практике обычно чиновники обеспечивают участие в конкурсах аффилированных компаний-посредников.
Кирилл Кабанов:
— Инициатива Минэкономразвития, по сути, правильная. Сегодня руководители муниципальных образований и регионы получили полномочия (в том числе по закупкам), и большая часть для распределения бюджета дана им, поэтому появляется коррупционный риск. Кроме того, практика конфликта интересов, или использования родственников в своих компаниях глубоко внедрилась в сознания чиновников с начала 90-х.
Вместе с тем, предложение Минэкономразвития — как лозунг для отчета перед президентом. Ведь настоящая работа по борьбе с коррупцией ведется в рамках управления по противодействию коррупции, и именно этому управлению, согласно указу, даны полномочия по контролю в сфере коррупционной деятельности в регионах и муниципалитетах. Кстати, в самом Минэкономразвитии и его службах есть масса случаев конфликтов интересов. Поэтому в ведомстве должны начать с себя регулировать эту проблему, показав пример остальным.
Сама идея хорошая, но как она реализуется? Предложения постоянно меняются. По моим наблюдениям, проблема состояла в том, что в ряде регионов (мы с этим столкнулись) даже не было комиссии по конфликтам интересов.
Несмотря на все трудности, можно говорить о том, что эффект от антикоррупционных мер есть. Надо не забывать, что мы хотим за короткий срок пройти то, что в других странах проходили за значительный срок. Например, в Сингапуре эту ситуацию проходили за 30 лет. Так, что мы на правильном пути.