В Петербурге стандартная ситуация острой предвыборной борьбы, которая в целом идет в рамках закона
Рабочая группа, в которую входят члены Центральной избирательной комиссии и Санкт-Петербургской избирательной комиссии, обнаружила ряд нарушений в деятельности муниципальных избиркомов, пишет kommersant.ru. О них также сообщил проект «Объединенные демократы», представители которого составили список муниципалитетов, где предвыборные процедуры сопровождаются очередями, драками, препятствованием проходу кандидатов в здания или закрытыми избиркомами. В частности, в избирательной комиссии муниципального образования (ИКМО) «Екатерингофский» пострадал глава штаба Алексея Навального в Санкт-Петербурге Александр Шуршев. Петербургский горизбирком также признал тайное назначение выборов в пяти муниципальных округах. Там заявили, что изменят сроки выдвижения кандидатов, значительно их увеличив. Выборы более 1500 муниципальных депутатов пройдут в Санкт-Петербурге 8 сентября. По мнению эксперта, в городе в целом стандартная ситуация острой предвыборной борьбы.
Инга Бурикова:
– Нет правил без исключений, нет закона без нарушений. Нарушения предвыборного законодательства есть всегда, в ходе любых кампаний любого уровня. И это нормально, так как идет борьба за власть. Борьба иногда эмоциональная, с использованием различных ресурсов – у кого что есть. Одни затягивают сроки, другие устраивают съемки скандальных видео. Хорошо, что нарушения выявляются, фиксируются. Этот процесс позволяет ограничивать стороны в средствах их политической борьбы и держаться в рамках закона.
Не могу сказать, что в этом году нарушения на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге повсеместны или что они беспрецедентны. Достаточно стандартная ситуация острой борьбы, которая в целом идет в рамках закона. На руку данная ситуация играет в большей степени тем, кто хочет снизить явку либо ведет борьбу против действующей власти. Это связано с тем, что распространение и подогрев информации о «нечистоплотности выборов», во-первых, ставят под сомнение работу представителей действующей власти, а во-вторых – снижают у обывателя желание во всем этом участвовать.
Что же касается объективных нарушений, связанных с так называемыми организационными уловками, когда с помощью административных препятствий ограничивается количество кандидатов, то их ожидаемая «польза» (недопуск оппозиции, например) не работает. Дело в том, что если человек является серьезным оппозиционером и принял решение бороться до конца, то он найдет возможность эти административные барьеры преодолеть. Только опытнее будет. Поэтому такие элементарные организационные уловки, скорее, представляют угрозу именно восприятию выборов в общественном мнении, усложняют жизнь другим кандидатам, но не приносят фатального для них результата.