В 2017 году федеральный центр требовательно подходил к регионам
Главы регионов подводят итоги года, отчитываясь о достижениях в 2017 году и обозначая главные задачи на следующий год. Ранее свои выводы об итогах работы новых врио губернаторов сделали представители АПЭК и НИУ ВШЭ, подготовив Пятый рейтинг эффективности управления в субъектах РФ. По мнению экспертов, замена губернаторов в регионах положительно повлияла на эффективность работы власти.
«РК» также опросил федеральных и региональных политологов об основных трендах в развитии регионов и специфике региональной политики федерального центра в 2017 году.
Анатолий Гагарин:
— Какие-то качественные изменения по отношению к прошлому году вряд ли можно выделить. Но общие тенденции таковы, если брать те обязательства, которые существуют у регионов, конечно же, самым важным показателем, помимо собственных экономических показателей, осуществляемых регионами, является выполнение социальных обязательств, которые есть у регионов, и которые определяются как выполнение «майских указов» президента. В свое время они были сформулированы после выборной кампании президента как то требование, которое проявляет федеральный центр к регионам. Там много разных критериев: это и критерий, связанный с выплатой заработных плат, и выполнение показателей по строительству жилья, по ликвидации ветхого аварийного жилья, решение проблем обманутых дольщиков и так далее. Достаточно большой список критериев, по которым федеральный центр достаточно требовательно подходил к регионам. Мы видим, что здесь есть, безусловно, регионы-лидеры – те, кто сконцентрировал свое внимание на выполнение обязательств и добился хороших результатов.
В целом, если взять уровень требований к регионам, то там достаточно непросто складывались отношения в связи с тем, что у регионов были определенные кредитные обязательства, как по выполнению государственного кредита, так и по выполнению коммерческих кредитов. И здесь одно из очень важных требований, которое было выделено к регионам и главам – это, безусловно, ликвидация этих кредитов, взятых под большие коммерческие проценты. И в этом смысле федеральный центр по мере возможности помогал эти кредиты перевести в государственные кредиты под более низкие ставки. В целом, все справлялись с этими обязанностями, хотя, конечно, есть регионы, в которых крайне слаба бюджетная сфера. И здесь федеральный центр, насколько можно судить по официальной информации, обещал в следующем году помочь им в плане закрытия кредитных обязательств.