Утвержденная нарезка ставит ряд вопросов и вызовов
ЦИК почти единогласно одобрил вариант нарезки одномандатных округов для думских выборов, которые пройдут 18 сентября будущего года. Напомним, последние выборы по смешанной системе прошли в 2003 году, в 2007 и 2011 годах Госдума избиралась по партспискам. Представлявший схему зампред ЦИКа Леонид Ивлев напомнил, что в каждом округе должно проживать не менее 488 тыс. избирателей (всего их 109,9 млн). Все округа формируются в границах субъектов РФ. Москва будет иметь 15 округов, потому что в столице более 7,3 млн избирателей. Подмосковье поделят на 11 округов, Санкт-Петербург — на 8 (см. схему). 15 регионов будут иметь полноценные округа, невзирая на численность избирателей,— например, Ненецкий автономный округ, в котором немногим более 33 тыс. избирателей.
Членов ЦИКа интересовала в основном методика нарезки, поскольку в региональных столицах больше не будет сугубо городских округов. К примеру, в Оренбургской области в прежние годы один из округов выпадал на сам Оренбург, а два — на районы области. Теперь же ЦИК предлагает в каждый из трех округов включать по два района Оренбурга и примыкающие к ним сельские районы, сообщает «Коммерсантъ».
Александр Пирогов:
— Масштабная трансформация избирательных округов Госдумы 2016 сконструирует совершенно новое политическое пространство регионов. Изменится как стратегический замысел, так и тактический рисунок избирательных кампаний. Неизбежная децентрализация округов приведет к возникновениям множества локальных центров влияния, которые станут как точками роста политических сил, так и источниками новых угроз и межэлитных конфликтов.
Утвержденная нарезка ставит ряд вопросов и вызовов, однако уже сейчас можно проследить некоторые любопытные тенденции грядущих выборов:
Во-первых, смешивание жителей крупных городов с малыми снизит общий уровень протеста, что немаловажно для власти в условиях экономической турбулентности.
Во-вторых, расчленение территорий региональных столиц приведет к снижению влияния администраций региональных центров на избирательные процессы на подконтрольном пространстве. Что актуально для регионов с конфликтами губернатора и мэра.
В-третьих, как ни парадоксально, но вместе с тем усилится уровень влияния мэрий на областные политические процессы. Например, в Екатеринбурге, где было два компактных округа, появится четыре. С большей половиной жителей региона. Количественные доли города хоть и размыты множеством других населенных пунктов, но отсутствие поддержки городской власти может дорого обойтись любому кандидату.
В-четвертых, регионы, в которых одновременно с Госдумой предстоит выбрать еще и Заксобрание столкнутся с серьезной проблемой перенарезки и этих округов, или территориальный принцип будет нарушен, и маленькие матрешки не будут влезать в старших. А это чревато управленческим хаосом.
В-пятых: глобальные изменения дают новые возможности. В регионах с не погашенными межэлитными конфликтами возможны серьезные межклановые обострения за усиление влияния а новых условиях.
До выборов остается целый год. Несмотря на серьезные изменения, времени вполне достаточно для серьезной подготовки избирательных кампаний.