Укрупнение регионов: что мешает реализовать идею Матвиенко
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что пришло время укрупнить ряд субъектов федерации. Политик считает, что это поможет повысить качество жизни людей, проживающих сейчас «в заведомо нежизнеспособных регионах». Свою точку зрения спикер Совфеда озвучила в эфире программы «Поздняков» на телеканале НТВ.
«Я сторонник перекройки карты регионального плана. Есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы», – цитирует слова Валентины Матвиенко ТАСС.
По словам парламентария, укрупнять регионы надо не «по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования».
«Не должен человек страдать из-за того, что он живет в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом, богатом», – подчеркивает политик.
Спикер Совфеда убеждена, что реформу укрупнения регионов нужно провести в самое ближайшее время. «Пришло время для этого: в стране стабильная политическая и социальная обстановка, мы можем сегодня себе позволить провести те реформы, которые повысят качество управления, а соответственно – уровень экономического и социального развития, а главное – качество жизни людей», – констатировала Валентина Матвиенко.
Напомним, в период с 2003 по 2009 год количество российских регионов сократилось с 89 до 83, прекратили самостоятельное существование 6 автономных округов, в том числе три из них (Коми-Пермяцкий, Корякский и Агинский Бурятский) вошли соответственно в состав Пермской, Камчатской, Читинской областей, которые сменили название на края. Усть-Ордынский Бурятский округ был объединен с Иркутской областью, в состав Красноярского края были включены Таймырский (Долгано- Ненецкий) и Эвенкийский автономный округа. В настоящее время в состав РФ входят 85 регионов — после воссоединения Крыма с Россией отдельными субъектами федерации стали республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Михаил Нейжмаков:
— Заявление Валентины Матвиенко пока может быть лишь пробным шаром. В 2000-е годы, как все помнят, через «укрупнение» прошли именно «матрешечные» субъекты федерации. А вот идеи объединения регионов, никак ранее не связанных административно, хотя и обсуждались в последующие годы, так и не были реализованы. Одной из причин наверняка стали опасения перед серьезными конфликтами между элитами объединяемых регионов, с участием корпораций, интересы которых там представлены.
Еще на своей пресс-конференции в декабре 2012 года Владимир Путин не исключил, что к идее укрупнения регионов можно вернуться: «С точки зрения социально-экономической, действительно иногда есть смысл говорить об укрупнении регионов для того, чтобы субъект Федерации стал именно субъектом». Но вряд ли федеральные власти пойдут на подобные шаги сейчас, в условиях экономического кризиса. В период экономических неурядиц, как правило, возрастает конкуренция между элитными группами за сохранение иcточников финансирования. Эта конкуренция часто может выливаться в публичную плоскость, к конкурентной борьбе региональных чиновников и бизнес-структур могут привлекаться местные протестные группы. Недаром в Послании Федеральному Собранию от 2015 года Путин подчеркнул важность ряда инфраструктурных проектов на Севере и Дальнем Востоке. Этот шаг должен успокоить, в том числе, и региональные элиты. Поэтому вряд ли сейчас Центр будет действовать слишком резко и в других вопросах, рискуя получить новые очаги внутриэлитных конфликтов из-за того же укрупнения регионов.
Но, хотя Центр вряд ли скоро перейдет к практическим шагам, возможно обсуждение самых разных вариантов объединения регионов. Например, затяжной внутриэлитный конфликт в Севастополе может актуализировать идею объединения этого города с Республикой Крым. Ранее некоторые федеральные ведомства заявляли о планах сформировать единые подразделения для обоих регионов. Например, Федеральная миграционная служба, представители которой анонсировали такое намерение в сентябре 2015 года. Да, Севастополь вошел в состав России отдельно от Крыма, по итогам собственного референдума. Но это не налагает табу на перекройку административных границ. Действительно, Севастополь – важная военно-морская база. Однако в Центре помнят, что целый ряд других подобных городов вовсе не наделены статусом отдельных регионов. Конечно, это большой город и по населению, и по территории. Но ведь большинство российских городов даже с миллионным населением являются лишь муниципальными образованиями. Скорее всего, федеральный центр, понимая, масштаб проблемы, сам будет долго взвешивать целесообразность такого шага. И далеко не факт, что в итоге такой сценарий будет признан наилучшим. Но есть вероятность, что подобные идеи у руководства страны все же появятся. И как минимум будут обсуждаться.