У ТЦ в регионах есть проблемы с заполнением своих площадей, зачем им торговые места перед входом?
В правительстве рекомендовали регионам дать места для торговли малому и среднему бизнесу у торговых центров. Такой механизм был бы интересен фермерам и кооперативам. Мера нужна, чтобы создать условия для сбыта продукции отечественных производителей и фермеров. Хотя направленное главам регионов предложение позиционируется как рекомендательное, в документе указано, что до 1 июля 2023 года региональные власти должны предоставить в Минпромторг доклад с приложением фотоматериалов нестационарных торговых объектов, размещенных возле входов в магазины и торговые центры, пишет РБК.
Никита Масленников:
– У торговых центров сейчас серьезные проблемы с заполнением своих площадей после ухода иностранных брендов и в связи со слабым потребительским спросом. Многие торговые точки закрываются. Посещаемость имеет тенденцию к снижению. С другой стороны, есть вопрос выживания, поэтому ТЦ с напряжением идут на снижение аренды и прочие стимулирующие меры. Поэтому, во-первых, возникает вопрос реальности настроек при открытии торговых мест перед ТЦ. Во-вторых, куда девать торговые площади в самих ТЦ? Понятно, что есть определенный конфликт малого и среднего бизнеса – арендаторов – с владельцами торговых площадей, но два торговых потока рядом (две торговых площади) могут привести к тому, что мы потеряем и тех, и других. Одни не начнут работать, а другие – завершат.
Наверное, надо искать другой компромисс. Это может быть, скажем, льготная аренда при поддержке того же Минпромторга, создание какого-то фонда для содействия ТЦ. Наконец, сейчас начинают работать дорожные карты Центрального банка по запуску новых финансовых инструментов, поддерживающих малый и средний бизнес, – возможно, здесь стоит предоставлять на покрытие льготной аренды кредитование торговым центрам.
Все это требует серьезного изучения, я бы не торопился с оценкой данной инициативы. Минпромторг поставил вопрос, попросил регионы оценить, высказать свое мнение. Это не значит, что данное решение нужно прямо в лоб начать реализовывать. Но это признание проблемы, что уже важно. Это поворот не только к признанию, но и к решению, причем решать надо не из Москвы, не из высоких кабинетов, а с участием регионов, на бюджеты которых в итоге все это ляжет.
Проблема шире, и она должна быть увязана с общей канвой стимулирования малого и среднего предпринимательства. В данном случае мы имеем одну часть – сбытовую. А если сбывать нечего? Инициатива как капля в море, она требует серьезного обдумывания и, возможно, встраивания в другие пакеты решений. Воспринимать ее как отдельно взятую меру, а тем более как панацею, не стоит – слишком завышенные требования к этой идее.