У регионов есть только один выход — продолжать наращивать долги


Шесть российских регионов получили право пересчитать свои валютные долги в рубли на общую сумму около $500 млн. Кредиты брались еще в 90-е годы, но о них были вынуждены вспомнить в этом году после девальвации рубля.

О решении преобразовать валю​тную задолженность «по отдельным субъектам» в рублевую сообщил на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о мерах поддержки отдельных регионов, сообщает РБК. «Такие решения принимаются, мы определили порядок, по которому происходит вот такая реорганизация задолженности, будем принимать эти решения и в дальнейшем», — пояснил он.

Эти регионы — Камчатский край, Орловская область, Оренбургская область, Магаданская область, Республика Бурятия и Кемеровская область. Они смогут перевести долг в рубли по фиксированному курсу, который будет рассчитан до валютного скачка в конце 2014 года.

Дмитрий Еловский:

— Исходя из той информации, которая есть, в схеме с валютными долгами регионов есть ключевой момент: это долги перед коммерческими банками, которые федеральный бюджет уже погасил. То есть теперь это долги регионов перед бюджетом страны. Поэтому операции по списанию этих долгов, либо фиксации курса — по большому счету проблемы перекладывания денег из одного бюджетного кармана в другой. 

Потому как речь идет о долгах регионов еще с 90-х годов, то ничего особенного нет в том, что они — валютные. Тогда регионы занимали у западных банков, долг в валюте всегда был дешевле в обслуживании, процентные ставки там всегда были и есть до сих пор ниже. У нас весь крупный бизнес до 2008 года старался кредитоваться у западных банков — потому что деньги дешевле получаются.

Однако настораживает сама тенденция, при которой регионы просят снизить долговую нагрузку, а федеральный центр идет им на встречу. Не секрет, что долговая нагрузка регионов постоянно растет. Субъекты федерации чтобы исполнить полномочия вынуждены постоянно кредитоваться. Ситуацию мог бы спасти рост собственной налогооблагаемой базы. Но стимулов к этому нет, а текущая внешнеэкономическая ситуация и вовсе позволяет списывать отсутствие инвестиций на санкции, отсутствие у инвесторов интереса к региональной экономике и т.д. При этом имеющиеся возможности по привлечению инвесторов не всегда используются должным образом.

Буквально пара свежих примеров. В одном из сибирских регионов турецкий инвестор потратил несколько месяцев, нарезая бюрократические круги. Он очень хотел вложить деньги в строительство или реконструкцию аэропорта и логистического центра, но так и уехал ни с чем. В регионе его планы не поняли в силу… отсутствия хорошего переводчика!

Представьте себе объем инвестиций, налогов, количество рабочих мест, которые регион упустил из-за трудностей перевода! Еще в одном случае уже российский инвестор, который всего лишь просил помочь с арендой участка (не просил выделить его бесплатно, а всего лишь просил помощи!) натолкнулся на категорический отказ местного министра экономики, который прямо заявил буквально следующее: «Вы что, хотите заставить меня работать?». 

При таком качестве работы с инвесторами, при низком росте налогооблагаемой базы, при слабых стимулах к работе с этой самой базой у регионов есть только один выход — продолжать наращивать долги. А подобные действия, как послабление требований по валютным долгам, это фактически сигнал региональным властям: набирайте долги, потом поплачьтесь, и мы что-нибудь придумаем. Вряд ли это повысит ответственность в региональном управлении. Главное понимать, что независимо от того, какой бюджет выплачивает долги, это все — деньги налогоплательщиков, которые недополучают государственные услуги, потому что руководство какого-то региона (причем не факт что региона, где проживает, или зарегистрирован налогоплательщик) не в состоянии качественно управлять своими финансами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: