Тренд на увеличение финансовой самостоятельности регионов может не состояться из-за СВО


Федеральному центру следует предоставить регионам больше финансовой гибкости в управлении расходами. Этого можно добиться за счет увеличения доли нецелевых трансфертов – тех, которые субъекты смогут тратить по своему усмотрению на задачи регионального развития. С такой позицией выступили депутаты комитета по региональной политике и местному самоуправлению Госдумы в отзыве на проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов, передает РБК.

Андрей Песоцкий:

– Дать больше полномочий регионам в своих бюджетных тратах – это в целом здравая идея. Но региональные бюджеты различаются коренным образом. И проблема заключается не столько в том, что в регионах мало полномочий, сколько в том, что у многих из них недостаток средств. Грубо говоря, лишних денег нет, поэтому большая свобода в их использовании ситуацию не исправит.

Простой пример: бюджет Москвы (доходная часть на 2022 год – 2,9 трлн рублей) сопоставим по своим размерам с бюджетом Украины – целого государства. Притом что бюджеты других регионов могут быть в 10 и более раз меньше московского. Проблемы следует решать другими способами – например, обязать предприятия юридически регистрироваться в тех субъектах РФ, в которых находятся производственные мощности. Тогда удастся несколько «размосквичить» Россию, сделать так, чтобы деньги не стекались в десяток мегаполисов.

Кстати, тренд на передачу полномочий регионам в бюджетных тратах может не состояться из-за СВО. В условиях «военного времени», возможно, будет делаться ставка на повышенную централизацию власти, на расширение директивного управления. Например, регионы могут обязать материально снабжать мобилизованных – такие решение проще направлять из Москвы, чем надеяться, что региональные власти сами воспримут все сигналы правильно. Возможно, по таким причинам данное предложение депутатов Госдумы положат под сукно.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: