Тренд на увеличение финансовой самостоятельности регионов может не состояться из-за СВО
Федеральному центру следует предоставить регионам больше финансовой гибкости в управлении расходами. Этого можно добиться за счет увеличения доли нецелевых трансфертов – тех, которые субъекты смогут тратить по своему усмотрению на задачи регионального развития. С такой позицией выступили депутаты комитета по региональной политике и местному самоуправлению Госдумы в отзыве на проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов, передает РБК.
Андрей Песоцкий:
– Дать больше полномочий регионам в своих бюджетных тратах – это в целом здравая идея. Но региональные бюджеты различаются коренным образом. И проблема заключается не столько в том, что в регионах мало полномочий, сколько в том, что у многих из них недостаток средств. Грубо говоря, лишних денег нет, поэтому большая свобода в их использовании ситуацию не исправит.
Простой пример: бюджет Москвы (доходная часть на 2022 год – 2,9 трлн рублей) сопоставим по своим размерам с бюджетом Украины – целого государства. Притом что бюджеты других регионов могут быть в 10 и более раз меньше московского. Проблемы следует решать другими способами – например, обязать предприятия юридически регистрироваться в тех субъектах РФ, в которых находятся производственные мощности. Тогда удастся несколько «размосквичить» Россию, сделать так, чтобы деньги не стекались в десяток мегаполисов.
Кстати, тренд на передачу полномочий регионам в бюджетных тратах может не состояться из-за СВО. В условиях «военного времени», возможно, будет делаться ставка на повышенную централизацию власти, на расширение директивного управления. Например, регионы могут обязать материально снабжать мобилизованных – такие решение проще направлять из Москвы, чем надеяться, что региональные власти сами воспримут все сигналы правильно. Возможно, по таким причинам данное предложение депутатов Госдумы положат под сукно.