Контроль и развитие Арктики — возможность для будущего успеха
Тот, кто сегодня будет контролировать и развивать Арктику, закладывает возможность для своего успеха на завтра, заявил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в рамках специального заседания клуба «Регион» на тему «Развитие Арктической зоны России и основные вызовы для её освоения».
«Заметьте, какое внимание сейчас к российской Арктике проявляет и Запад, и Восток. Именно потому, что это крупнейшая точка для приложения капитала. Арктика — это не ледовая пустыня, притом что это тяжелый и холодный край. А раз там живут люди, то второй вопрос, который на данной территории встает — это организация жизни самих людей. Как это возможно сделать? Только за счет рационального развития экономической сферы. Потому что в этих условиях любое социальное вложение, если оно финансово не обосновано, теряет свой смысл», — заявил Журавлев.
По его мнению, освоению Арктики мог бы поспособствовать скачок в области научных исследований. «Сегодня наука — штука дорогая, она развивается под задачу. Арктика дает исследователям такую задачу», — пояснил Журавлев.
Еще один важнейший аспект для развития региона — это логистика. Эксперт напомнил о внимании Китая и западных стран к Северному морскому пути.
«Речь не о контроле Китая над Северным морским путем, я говорю об его использовании для вывоза китайских товаров в Европу. Потому что сегодняшняя конфигурация во многом связана с той жесткой взаимной привязкой США к Китаю и наоборот. Если развитие Арктики позволит в том числе перевозить китайские товары в Европу, то этой привязки не будет. Здесь сразу следом возникает следующая тема — геополитическая. Именно поэтому американцы и сравнили гонку в Арктике с полетом в космос. Потому что тот, кто успеет, тот победит. Вспомните во многом те позитивные месседжи, которые посылали нам США в первые дни трамповской эпохи. Они были связаны с тем, что нужно было разбираться с Китаем. Поэтому важно было не ссориться с Россией», — отметил Журавлев.
Эксперт подчеркнул, что никакие наземные пути не смогут дать такого эффекта, как морской путь, так как морские перевозки самые дешевые. Для России это тоже очень важно.
«Северный морской путь — это, наверное, один из ключевых аспектов, одновременно с добычей сырья. Потому что сельскохозяйственное производство здесь не будет эффективно по определению. У нас только две основные прибыльные отрасли — это транспорт и добыча, и переработка сырья», — заявил Журавлев.
Эксперт не согласен тем, что нужно, в первую очередь, военное освоение Арктики. «Нельзя сказать, что этого не нужно делать, но если мы превращаем это в центральную точку, то в некотором смысле теряется смысл происходящего. Потому что у нас появляется военная инфраструктура, которая охраняет ледяную пустыню», — подчеркнул Журавлев.