Торговые центры сейчас реализовывать крайне невыгодно
В регионах может существенно уменьшиться количество торговых центров. Бизнесмены из крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Казани – массово продают свои торговые площади: на рынке около 100 объектов на 10–50 тысяч кв. м. Смогут ли магазины найти новых покупателей или будут заморожены до лучших времен, пока непонятно. Эксперты РК считают, что у крупного ретейла продолжается черная полоса, однако есть надежда, что российскому рынку могут помочь новые инвесторы — из стран СНГ и Турции.
Андрей Бархота:
Реализация торговых центров в сегодняшних условиях – это непростой процесс с неочевидным результатом.
Во-первых, спрос со стороны большинства категорий инвесторов кратно снизился, равно как и платежеспособный спрос со стороны населения. Во-вторых, у торгово-сервисных предприятий и иных контрагентов есть существенные сложности с денежными потоками, а значит, и с выручкой и арендными платежами. При снижении арендных поступлений даже в краткосрочном периоде растет срок окупаемости вложений в торговую недвижимость. В-третьих, процентные ставки на рынке продолжают оставаться высокими, что подразумевает низкую доступность кредита и сравнительно высокую доходность депозита. Так, инвестору легче положить деньги в банк под 12%, нежели заниматься инвестициями в коммерческую недвижимость при вероятном ухудшении операционной среды.
Интерес к торговым площадям могут проявлять российские девелоперы, специализирующиеся на жилой недвижимости. Торговые центры могут быть комплиментарны по отношению к жилой инфраструктуре. При продаже квартир в новостройках нередко пишут о прилегающей инфраструктуре: детских садах, школах и в том числе ТЦ. При условии, что арендаторы из них не съедут и они продолжат работу, конечно.