Стоимость любой кампании можно посчитать по правилу «один избиратель – 1 доллар»


В ряде рос­сий­ских ре­ги­о­нов про­шли вы­бо­ры на му­ни­ци­паль­ном уровне: в 22 сто­ли­цах субъ­ек­тов – вы­бо­ры в го­род­ские за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны, а в че­ты­рех круп­ных и сред­них го­ро­дах – вы­бо­ры мэ­ров и глав му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний (в Ан­гар­ске и Че­рем­хо­ве Ир­кут­ской об­ла­сти, Чер­но­гор­ске Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия, Бе­ло­гор­ске Амур­ской об­ла­сти, а та­к­же в Крас­но­ка­мен­ске За­бай­каль­ско­го края).

Рас­хо­ды фе­де­раль­но­го бюд­же­та на про­ве­де­ние до­пол­ни­тель­ных вы­бо­ров в Гос­ду­му по че­ты­рем од­но­ман­дат­ным окру­гам 13 сен­тяб­ря те­ку­ще­го года со­ста­ви­ли око­ло 300 млн руб­лей, со­об­ща­ет ТАСС со ссыл­кой на от­чет ЦИК, ко­то­рый одоб­ри­ла кон­троль­но-ре­ви­зи­он­ная служ­ба, а позд­нее его утвер­дит ко­мис­сия.

Сер­гей Смир­нов:

— Пред­ва­ри­тель­ную сто­и­мость лю­бой пред­вы­бор­ной кам­па­нии мож­но по­счи­тать ис­хо­дя из ста­ро­го, из­вест­но­го еще с 1990-х го­дов пра­ви­ла «один из­би­ра­тель – 1 дол­лар», что се­год­ня транс­фор­ми­ру­ет­ся в «один из­би­ра­тель – 70 руб­лей». Со­от­вет­ствен­но, если в окру­ге 450 ты­сяч из­би­ра­те­лей, то сто­и­мость кам­па­нии бу­дет при­мер­но 33 млн руб­лей. А кто-то умно­жа­ет на 5 евро и по­лу­ча­ет 200 млн руб­лей.

При этом надо учи­ты­вать, что округ окру­гу рознь и по раз­ме­рам, и по ин­фра­струк­ту­ре, и по на­стро­е­ни­ям из­би­ра­те­лей, и, что очень важ­но, по кон­ку­рент­но­сти. К тому же для кан­ди­да­та-но­вич­ка вы­бор­ная кам­па­ния бу­дет су­ще­ствен­но до­ро­же, чем для опыт­но­го кан­ди­да­та, осо­бен­но если он уже не пер­вый раз из­би­ра­ет­ся по это­му окру­гу и все пять лет сво­е­го де­пу­тат­ства ак­тив­но и эф­фек­тив­но в нем ра­бо­тал.

По­ми­мо это­го, для кан­ди­да­та от вла­сти вы­бор­ная кам­па­ния бу­дет де­шев­ле, чем для кан­ди­да­та-оп­по­зи­ци­о­не­ра. Мно­гое за­ви­сит и от по­лит­тех­но­ло­га: одни «лю­бят» ши­ро­ко­мас­штаб­ные и за­трат­ные пред­вы­бор­ные тех­но­ло­гии (те­ле­ви­де­ние, ра­дио, га­зе­ты, бил­бор­ды и так да­лее), дру­гие ра­бо­та­ют ина­че (я знаю нема­ло по­лит­тех­но­ло­гов, про ко­то­рых го­во­рят, что у них боль­шие го­но­ра­ры, но де­ше­вые кам­па­нии).

Та­ким об­ра­зом, в об­щем слу­чае мож­но го­во­рить лишь о неком ко­ри­до­ре за­трат. Бо­лее точ­но необ­хо­ди­мую сум­му за­трат от­но­си­тель­но вер­но мож­но опре­де­лить, лишь зная округ и участ­ву­ю­щих в вы­бо­рах кан­ди­да­тов (да и в та­ком слу­чае она в ходе кам­па­нии мо­жет еще не раз по­ме­нять­ся).

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: