Смысл в кредитах есть, если они пойдут на развитие экономики регионов
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер на заседании президиума Госсовета, которое провел президент РФ Владимир Путин, предложил сохранить ряд послаблений и дотаций для субъектов РФ, которые сейчас верстают бюджеты на следующий год на фоне пандемии COVID-19 и экономического спада. Так, по мнению губернатора, необходимо «продлить на следующий год снятие ограничений на привлечение регионами дополнительных кредитов для покрытия дефицита, который сформировался из-за снижения собственных доходов по сравнению с 2019 годом и появления расходов на борьбу с коронавирусом и его последствиями». Текслер предложил «снять такие ограничения не только в рамках специально принятых федеральных законов, но и внести соответствующие изменения в соглашения между Минфином РФ и регионами, а также в правила реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. В частности, не применять к регионам в 2020–2021 годах ответственность за превышение установленных целевых показателей».
Ольга Кузнецова:
– Стоит сказать, что в регионах сейчас очень непростая ситуация. И они просят для себя дополнительные разрешения. Что касается дотаций, то это вопрос объемов: сколько федеральные власти смогут заложить дополнительных средств в федеральный бюджет.
Что касается кредитов, с одной стороны, предложение вполне понятное. С другой стороны, когда речь идет о кредитах, возникает вопрос: как их потом отдавать? К этому вопросу необходимо подходить более осторожно, чтобы не возникла ситуация, когда долговая нагрузка регионов будет чрезмерной. Эту проблему потом придется каким-то образом решать с участием федерального центра. Поэтому дотации здесь, наверное, более предпочтительны, хотя какой-то смысл в кредитовании тоже есть. Если рассчитывать на то, что со временем начнется активный рост доходов бюджета региона и появится возможность эти кредиты гасить, тогда да, это возможно. Если же бурного роста экономики и доходов не произойдет, то где брать средства на возврат кредитов?
Регионам нужно планировать, как сейчас достигать максимального баланса доходов и расходов бюджета. Какую-то часть расходов, может быть, придется сократить. Эта часть, естественно, не должна быть связана с обеспечением качества жизни, развитием экономики и так далее. Если же расходы не сокращаются и средства берутся в виде кредитов, то нужно смотреть, на что они пойдут. Если на развитие экономики и есть понимание, что через год эти деньги вернутся, тогда да. Если же нет, то необходимо объективно оценивать ситуацию в регионе и решать вопросы в рамках федеральной поддержки либо принимать каких-то другие меры для сбалансированности бюджета. В каждом регионе свой баланс доходов и обязательств. Исходя из этого нужно оценивать размер федеральной поддержки регионов.