Сложно представить, чтобы регионы-доноры финансировали отстающие субъекты
На заседании правительства был рассмотрен законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, сообщает издание «Коммерсантъ». В документе предлагается ввести в Бюджетный кодекс новый вид трансфертов – горизонтальную субсидию, позволяющую одному региону выделять из своего бюджета средства другому на совместные проекты. Эта идея обсуждается еще с 2015 года. Сейчас бюджетное законодательство допускает получение регионами трансфертов только из федерального центра. Также Белый дом на волне нынешнего относительного улучшения финансового положения территорий намерен снизить планку предельного дефицита региональных бюджетов с 15% до 10%. Эксперты полагают, что озвученные меры принесут больше свободы во взаимодействие регионов, однако придется преодолеть и ряд трудностей.
Нарек Авакян:
– Даже в такого рода отношениях внутри страны, казалось бы, где все свои, альтруизма нет. Даже такие финансово обеспеченные и благополучные регионы, как Москва или Тюменская область, не будут думать о том, чтобы дотировать кого-то. Потому что у каждого из субъектов Федерации свои амбиции, обязательства перед жителями и планы развития. Только если в принудительно-добровольном порядке обязать их. Других вариантов я пока не вижу. Сложно представить, чтобы они добровольно отказались от своих денег в пользу какого-то отстающего в финансовом плане региона. Никаких нововведений по сути нет. Регионы и так между собой взаимодействуют, реализуют определенные проекты. Это вполне логично и естественно.
Эта мера уже давно должна была быть применена (снижение планки предельного дефицита региональных бюджетов с 15% до 10% – прим. ред.), потому что бедственное финансовое положение наших регионов связано во многом с огромными бюджетными дефицитами. Это достаточно сложный вопрос, ведь необходимо понимать еще и природу всех этих проблем, почему возникают все эти дефициты. Они появляются не столько из-за того, что руководство региона некомпетентно, они возникают из-за того, что в регионах в принципе мало денег. В России более 80% крупных компаний зарегистрировано в Москве. Регионы же имеют дело в лучшем случае с компаниями уровня УГМК или РКК «Энергия», которые платят налоги значительно меньшие по объему, чем наши нефтяные компании и крупные банки.
Помимо кнута необходимо еще использовать и пряник. То есть нужно как-то давать регионам возможность улучшать свое финансовое положение в целом. Такие рамки и не нужно было бы вводить, если бы у них была хорошая финансовая ситуация. Тем не менее, исходя из нынешней ситуации, если применять комплекс действий, например, создавать стимулы для роста региональной экономики, повышать налоговые базы в регионах, и параллельно вводить некоторые нормы и обязательства по предельному дефициту бюджета, это было бы более эффективно.