С мораторием на закон о госзакупках не стоит торопиться, пока не отработана схема контроля
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании верхней палаты парламента предложила наложить мораторий на исполнение Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» до окончания специальной военной операции, чтобы сократить сроки процедур по госзакупкам. Однако Минфин не поддержал инициативу Матвиенко. В ведомстве заявили, что сегодня есть все инструменты для оперативного освоения средств.
Никита Масленников:
— Чтобы оценивать предложение Валентины Матвиенко, надо понять его содержательную сторону. Пока из тех сообщений, что есть в СМИ, сложно понять, что такое мораторий. Одни считают, что это мораторий на новые законодательные решения, другие – что это мораторий на все практики по госзакупкам со стороны регуляторов. Поэтому надо четко получить квалификацию, что же подразумевает Матвиенко под мораторием.
Минфин уже сделал максимум, чтобы либерализовать практику госзакупок и госконтрактов. Расширено право госзаказчиков, в том числе региональных, работать с одним-единственным поставщиком. При этом сохраняется требование к госзаказчикам по доле, установленной законом для малых и средних предприятий. Есть четкие указания, что преимущество должно отдаваться продукции, произведенной российскими предприятиями в контексте импортозамещения. Поэтому инициатив уже очень много. С другой стороны, надо усиливать и контролирующую сторону.
Минфин об этом и говорит: мы дали возможность госзаказчикам и регионам, грубо говоря, нарушать конкуренцию, потому что нужно, чтобы госзаказ был выполнен за счет одного заказчика, но какие здесь цены и насколько они завышены, связаны с серыми схемами и откатами, предстоит выяснить. Правительство обязано уже, насколько я помню, к началу марта представить доклад по поводу того, как выстраивать мониторинг ценообразования по госконтрактам и какие меры нужно принимать, чтобы минимизировать злоупотребления.
Мораторий можно объявлять, конечно, но, на мой взгляд, только при условии, что мы четко отрабатываем схему контроля за ценообразованием и внедряем ее на практике, потому что всегда есть коррупционная среда. Если смотреть на опросы бизнеса, то озабоченность бюрократизацией и коррупцией органов государственного управления выросла на треть.
Мы можем исходить из того, что, когда возникают отношения с одним-единственным поставщиком, это схема, которая провоцирует некие коррупционные проявления. Это в равной степени относится и к регионам, и к федеральному центру. По регионам это еще и большие различия в зависимости от того, какие там объемы госзаказов. Поэтому с мораторием не стоило бы торопиться до тех пор, пока не отработана схема контроля. Если она будет сделана, можно возвращаться к мораторию, если, конечно, Валентина Матвиенко разъяснит, что она имеет в виду.