В Воронежской области 21 ноября рухнул автомобильный мост, пострадали шесть человек. Это как минимум третий за осень 2018 года подобный случай в стране: ранее мосты обрушились в Амурской области и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). О том, закономерность это или трагическая случайность, нашему корреспонденту рассказал профессор кафедры промышленного и гражданского строительства Московского политехнического университета Валентин Доркин, который более 20 лет посвятил мостостроению и тоннелестроению в СССР.

Валентин Доркин:

– Череда обрушений мостов в регионах за последнее время случилась зачастую из-за некомпетентности людей, которые занимались их реконструкцией. Так было при обрушении переправы в ХМАО, с этим же связан и последний случай в Воронеже. Зачем на старые ремонтируемые мосты загонять грузовики? Это полное безобразие. Также причиной обрушения может быть изношенность конструкций или материала моста. Кроме того, если говорить о ЧП в Амурской области, когда обрушился виадук над Транссибом, там были очень сложные условия строительства – болотистые, они дают очень сильную просадку грунта, поэтому его нужно постоянно мониторить.

Еще одной причиной ЧП могут быть ошибки при проектировании и строительстве моста: к примеру, объект может быть построен из железобетона без учета динамических нагрузок от железнодорожного транспорта. Примером может послужить запущенный в 1959 году московский метромост в Лужниках, арки которого через один-два года дали трещины.

Вообще, срок эксплуатации мостов, которые строились в СССР, составлял 100 лет, но их нужно правильно эксплуатировать. Вот пример: последний мост, который я построил, – это объект на станции Петровско-Разумовская, там сейчас очень сильно разрушены опоры и подопорные части, но… под мостом организовали какие-то склады, два раза были пожары, не было нормального водоотвода и ухода за объектом. Конечно, мост подвергся сильной коррозии и разрушению. Сейчас его ремонтируют. То есть очень часто причиной ЧП с мостами является нарушение их эксплуатации.

В России необходима федеральная программа по реконструкции мостов, потому что это объекты, от которых зависит стратегическое развитие страны, и это вопрос безопасности граждан: при разрушении этих объектов могут пострадать люди – и уже страдают. За мостами должно быть постоянное наблюдение: регулярные обследования, испытания, необходимо постоянно обновлять конструкции и «одежду» мостов. Раньше, когда мост сдавали в эксплуатацию, при его испытаниях инженеры, проектировщики стояли под переправой, и за мою долгую карьеру не было ни одного обрушения.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: