Речь идет об усложненном механизме перераспределения средств между центром и субъектами
Владимир Путин обсудил с губернаторами комплекс антикризисных мер. Президент заявил — необходимо обеспечить максимальную прозрачность в финансовой сфере, а также адресную социальную поддержку. Большинство регионов в этом году все равно будут вынуждены потратить больше, чем заработают. Значительная часть денег уйдет на погашение кредитов. Многие значимые проекты в промышленности, сельском хозяйстве, дорожном строительстве финансировали коммерческие банки. Но платежи по процентам сегодня стали непосильными и грозят поставить крест на всех планах развития. Одним из вариантов решения этой проблемы могла бы стать помощь федерального бюджета. Например, погашение части кредитов за счет государственных резервов. Но это еще не означает списания долгов, сообщает «Первый канал».
«Сейчас разрабатываются меры по замещению рыночных заимствований регионов кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование ими… Нужно оценить, насколько эффективна процедура выдачи таких кредитов и какие дополнительные меры следует предпринять, чтобы сократить долговую нагрузку бюджетов субъектов Российской Федерации», — сказал Путин.
Возвращать долги в федеральный бюджет регионы смогут всего за одну десятую процента в год. Новые же кредиты будут брать в коммерческих банках, причем также по льготной ставке, которая в итоге не должна превышать девяти процентов. Если учесть, что средняя ставка по стране превышает 22 процента, – это серьезная поддержка
Роман Евстифеев:
— Из стенограммы видно, что это пока не меры, а только очень аккуратно и осторожно сформулированное предложение президента. В этом деле, как ни в каком другом, важны детали, а вот их пока еще и нет.
Можно представить себе самый радикальный вариант, когда коммерческие кредиты, взятые регионами в российских банках, замещаются государственными кредитами по минимальной ставке. Однако, очевидно, что это будет касаться не всех регионов и не всех кредитов.
Кроме того, такой механизм бюджетного субсидирования регионов фактически является ничем иным, как усложненным механизмом перераспределения средств между центром и субъектами. При этом затрагиваются интересы довольно большой группы как коммерческих структур и банков, так и политических лоббистов регионов и структур федеральной власти. Представляется, что согласовать эти интересы будет весьма непросто.
По всей видимости, такую постановку вопроса можно объяснить только тем, что у президента есть серьезные резоны и опасения относительно социально-экономического состояния регионов. Однако, полагаю, здесь, скорее, речь идет именно о путях выхода из конкретной кризисной ситуации, чем о серьезных изменениях региональной политики Центра.