Реализовать как можно дороже: как помогут регионам новые правила приватизации
Совет Федерации одобрил проект поправок к ФЗ «О приватизации», сообщает «Коммерсантъ». Поправки должны повысить эффективность приватизации имущества Минобороны, субъектов РФ и муниципалитетов. С 1 июня им придется торговать активами только на электронных торгах. При этом местные и региональные власти смогут обращаться лишь к продавцам из перечня 23 федеральных инвестконсультантов. Организация торгов региональными ГУП, МУП и фондами имущества будет запрещена. В субъектах РФ активы продаются в основном с молотка, а муниципалитеты и Минобороны предпочитают закрытые формы подачи предложений о цене в конвертах, что часто приводит к скандалам и вмешательству прокуратуры. Законопроект исключает эти варианты ради «прозрачности и открытости» торгов. Эксперт полагает, что новые поправки – это шаг в верном направлении.
Виктор Костромин:
– У данных поправок две задачи. Первая – пополнить бюджет, установив объективную цену на госактивы. Стоимость не должна быть заниженной или завышенной. Это поможет поправить состояние бюджета. В нашей стране были разные волны приватизации, но бюджет от этого мало получал. Вторая задача – сделать систему торгов более открытой (потому что электронные торги всегда более объективны). Однако остается открытым вопрос оплаты услуг продавцов из перечня инвестконсультантов. Этот вопрос, конечно, в большей степени коснется каких-то серьезных государственных активов, а не маленьких помещений в муниципальной собственности.
Пока не определен порядок стоимости такой услуги, в этой сфере могут возникать различные вопросы. Например, вы продали госактивы на 1 млн рублей, а за услугу продавца отдали 500 тысяч рублей. Таким образом, сделка становится уже невыгодной. Порядок предоставления такой услуги сейчас не определен, скорее всего, он будет устанавливаться какими-то подзаконными актами. Идея авторов поправок понятна: реализовать как можно дороже госсобственность, приватизировать ее, работая через открытые торги. В принципе, это шаг вперед по сравнению с существующей системой.
Что касается ГУП и МУП, то их не только не становится меньше – они все время плодятся. Я слышал, что некоторых депутатов Госдумы беспокоит вопрос, кому отдать ГУП и МУП. Когда они так рассуждают, складывается ощущение, что они их раздают каким-то врагам.
Приоритетными остаются вопросы контроля и ценообразования госактивов. Например, если мы берем только водоканалы или поставщиков тепла, для них первоочередным будет именно вопрос контроля, тем более что ценообразованием занимаются не сами поставщики тепла, а федеральные комиссии в регионах. На мой взгляд, ГУП и МУП нужно акционировать, потому что это огромная низовая система госуправления. Она по сути является коммерческой, при этом огромное количество недвижимости, оргтехники им дает государство. Все эти траты ложатся на бюджет серьезным бременем. Никто не считал его объем и не сравнивал финансовые затраты с КПД данных организаций. На сегодняшний день все нужно переводить в хозяйственную плоскость. Пусть бизнес занимается продажей госактивов.