Политика жесткого взаимодействия центра и регионов имеет как положительные, так и негативные стороны
Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на совершенствование предоставления трансфертов из федерального бюджета в региональные, сообщает ТАСС. В частности, закон обязывает включать в федеральный бюджет на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования, предусматривающие компенсацию снижения доходов бюджетов субъектов РФ либо местных бюджетов, вызванного принятием федеральных законов. Согласно нововведению субъекты РФ или муниципальные образования могут получить кредит, если у них отсутствует просроченная задолженность по бюджетным кредитам, выданным ранее. При этом закон сокращает предельный размер дефицита бюджетов субъектов РФ с 15 % до 10 % и увеличивает предельный размер не распределенного между бюджетами субъектов РФ объема субсидий с 5 % до 10 %.
Документом предусмотрено, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ предоставляются в том числе для поощрения достижения наилучших показателей по итогам оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов.
Андрей Чернявский:
– Принятие такого закона соответствует общей тенденции в отношении федерального центра и регионов, направленной на увеличение бюджетной дисциплины. И в этом направлении определенные успехи уже достигнуты: мы видим, что снижается государственный муниципальный долг; долги реструктуризируются; центр тяжести смещается от кредитов, которые брались у коммерческих банков, в сторону бюджетных кредитов. Если смотреть на исполнение бюджетов, то уже по 2018 году можно сказать, что существенно выросло число региональных бюджетов, которые закончили год с профицитом, и эта тенденция продолжается и в текущем году.
Еще несколько лет назад регионы брали кредиты для погашения займов, полученных в коммерческом банке, то есть одновременно большинство регионов искало возможность вообще погашать кредиты или реструктуризировать – одно время такой была позиция Министерства финансов. В такой практике и было обоснование: если у вас краткосрочная кредитная задолженность с достаточно высокими процентными выплатами, то ее можно или погашать самостоятельно, или погашать за счет привлечения других кредитов, который предоставляет федеральный центр.
Нынешняя политика жесткого взаимодействия центра и регионов имеет как положительные, так и негативные стороны. Минусы заключаются в том, что регионы ведут очень осторожную расходную политику во всех сферах, так, например, в 2012 году расходы были существенно выше; регионы под давлением федерального центра отказываются от налоговых льгот, поскольку, если регион берет трансфер, он должен обосновывать эффективность льгот, а это может быть достаточно сложно и так далее. Впрочем, при всех плюсах и минусах такая политика на данном этапе удобна федеральному центру.