Пересматривать основы нынешней региональной политики нужно только с учетом будущих рисков
В правительстве РФ подготовлен проект «Основ государственной политики регионального развития РФ». Этот документ должен заменить «Основные положения региональной политики в РФ», принятые еще Борисом Ельциным в 1996 году. Как пишет «Коммерсантъ», инициатором появления документа стало Миноэкономразвития.
По данным газеты, главное отличие нового документа — отсутствие упоминаний федерализма, который был основой документа 1996 года. В то же время предлагаемая политика подразумевает отказ от прямого принципа выравнивания условий социально-экономического развития. Регионы предлагается разделить на разные типы в зависимости от их территории, природно-климатических условий, ресурсов, уровня социально-экономического развития, и проводить госполитику «селективно». Предлагается добиваться бюджетной самостоятельности регионов, а выравнивать обеспеченность лишь в сфере конституционных прав: образовании, здравоохранении, социальном обеспечении.
Тимофей Шевяков:
— Говорить о позитивных или негативных последствиях можно только после того, как мы увидим финальную версию документа. Сейчас, насколько я понимаю, он даже не согласован с наиболее заинтересованной стороной — губернаторами.
То, что ельцинские "Положения" почти 20-летней давности устарели, — сомнений нет. Они тогда делались вообще под иные задачи. То, что в новых "Основах" делается упор на различие между регионами, — правильная, но сильно запоздавшая новелла. Ну то есть, любой нормальный человек понимает, что равнять ХМАО, Крым и Туву нельзя. Но понимание это надо закреплять законом, иначе все будет как всегда.
Судя по публикации в «Ъ», ставка сделана именно на то, чтобы регионы самостоятельно принимали решения и распоряжались бюджетами\налоговыми поступлениями, не залезая в федеральный карман. С одной стороны это правильно, но, с другой стороны, в ряде случаев это грозит резким увеличением влияния глав регионов и центробежными тенденциями.
Разработка же на местах документов по оценке рисков и разработке мер по их нейтрализации относится к разряду ненаучной фантастики. Если уж антикризисные планы в регионах копировали абзацами с правительственного плана, то риск-менеджмент подразумевает серьезный анализ ситуации, что в текущих условиях при текущем уровне квалификации региональных чиновников представляется малореальным.