Партийные договоренности не способствуют политической конкуренции
Руководители четырех парламентских партий — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» — разработали схему сохранения на будущих выборах в Думу своего актива. Как сообщили «Известиям» источники, знакомые с деталями межпартийного соглашения, договор предполагает «гарантированное» избрание 10 кандидатов от каждой из партий в одномандатных округах.
В рамках «договора четырех» каждая из партий закрепляет за собой по 10 округов, в которых другие участники соглашения не будут выдвигать своих кандидатов. Однако эти договоренности не распространяются на непарламентские партии, поэтому нельзя сказать, что выборы в этих округах могут пройти на безальтернативной основе.
Каждая парламентская партия должна выбрать сильнейшие кандидатуры из нынешнего состава фракции.
Роман Евстифеев:
— Я бы выделил три возможных подхода к оценке данных договоренностей парламентских партий.
Первый я бы назвал наивно-идеалистическим. Он основан на признании ценности и необходимости реальной политической конкуренции, составляющими которой являются не только количество участвующих в выборах партий, но и их политические различия, идеологические противоречия, а также, как следствие политической борьбы, – высокая доля избирателей, участвующих в выборах. С этой точки зрения данные партийные договоренности не способствуют политической конкуренции, обедняют выборы и политический процесс в целом, могут являться предметом беспокойства активных и неравнодушных граждан, если таковые еще остались.
Второй подход — прагматический. Он основан на том, что сами парламентские партии такие договоренности воспринимают, безусловно, позитивно, для них это возможность минимизировать риски, то есть уменьшить зависимость от случайностей, связанных с таким явлением, как выборы. Именно об этом и заявляют лидеры этих партий, ставя свое собственное положение и планируемые результаты выше всего остального. С этой точки зрения беспокоиться не о чем, партии договорятся между собой и распределят мандаты, так что в любом случае переживать за них и за тот орган, куда они хотят опять попасть, не стоит.
Третий подход – государственно-патриотический. С этой точки зрения, предлагаемые договоренности выглядят половинчатыми. В духе времени и традиций российской государственности лучше было бы сразу и окончательно решить вопрос так, чтобы партии поделили бы все округа между собой и договорились бы о разделении мест в так называемом парламенте и утвердили бы это распределение нормативным актом суверена. Это позволило бы провести выборную кампанию организованно, без рисков, политических дрязг, борьбы, и даже без выборов, существенно сэкономив средства бюджета в нелегкое для страны время. Созданный таким образом Межпартийный конгресс поддержки национального лидера, известный под именем Государственной Думы, вошел бы в историю как истинно патриотический политический орган, снискав славу и уважение подданных.