Особые экономические зоны – не инструменты-пустышки
Россия не откажется от особых экономических зон. Об этом в пятницу на медиа-форуме в Санкт-Петербурге заявил президент Владимир Путин, передает «URA.Ru».
Глава государства подчеркнул, что особые экономические зоны существуют во многих странах, причем работают довольно эффективно. «И мы тоже будем добиваться их эффективности. Отказываться от особых экономических зон мы не будем», — резюмировал Владимир Путин.
Тему эффективности деятельности особых экономических зон (ОЭЗ) на встрече медийщиков с главой государства поднял один из участников проекта ОНФ «За честные закупки». Он попросил Владимира Путина дать поручение проверить деятельность ОЭЗ. Тем более что буквально на днях результаты своего аудита опубликовала Счетная палата, выявившая многочисленные нарушения и заявившая о низкой эффективности работы экономических зон.
Добавим, в ближайшем времени ответственность за деятельность ОЭЗ будут нести губернаторы. Как сообщал «Коммерсант», в конце года должен завершиться эксперимент по передаче зон в управление субъектам, а также проверки региональных управляющих компаний ОЭЗ и их головной структуры АО ОЭЗ, по итогам которых будет решен вопрос о целесообразности существования последней.
Василий Абашкин:
— Скепсиса по теме ОЭЗ в первые годы их существования было достаточно много. Приблизительно до 2010 года они просто не были заполнены резидентами. Однако, ОЭЗ – не инструменты-пустышки. Сегодня положительные результаты демонстрируют ОЭЗ промышленного и технико-внедренческого типов. Они, в том числе, способствуют повышению конкурентоспособности территориальных кластеров, формирующихся вокруг этих зон.
В частности, резиденты технико-внедренческих ОЭЗ становятся участниками пилотных инновационных кластеров, которые поддерживаются по программе Минэкономразвития России. Вокруг промышленно-производственных ОЭЗ сейчас формируются промышленные кластеры – потенциальные участники профильной программы Минпромторга России. Активно развиваются портовые зоны. Амбициозные цели стоят перед новым проектом федерального масштаба — ОЭЗ «Иннополис», расположенной в Республике Татарстан.
Какие экономические зоны сегодня наименее эффективные? Игорные зоны, которые идут по отдельному постановлению и туристические зоны. Если с игорными зонами причины низкой эффективности более менее понятны и их лучше не касаться, то у туристических зон можно поменять нормативы и отрегулировать их количество. Сейчас их несколько десятков, а эффективность деятельности крайне низка. Пару лет назад в отчете о деятельности этих зон прочел, что на все туристические зоны за семь лет их деятельности пришлось всего на всего несколько вновь созданных рабочих мест. То есть, это единица рабочих мест, даже не десяток.
Решение о постепенном переводе ответственности за работу ОЭЗ на губернаторов, региональные власти – вполне объяснимо. Федеральные органы власти всегда заявляли о временном режиме поддержки ОЭЗ на национальном уровне. Уже сейчас в ряде регионов создаются особые зоны регионального уровня и формируется профильные управленческие команды. В среднесрочной перспективе логично позволить регионам управлять и зонами федерального уровня.
Не стоит забывать, что особые экономические зоны создавались с целью локализации производственных и инновационных компетенций в регионах, которые обладают значительным потенциалом к развитию соответствующей деятельности. Они должны были повысить инвестиционную привлекательность регионов, увеличить налогооблагаемую базу после снятия преференциального режима их деятельности, создать новые рабочие места. Эти задачи актуальны и сегодня. Заявление президента России о том, что не нужно отказываться от особых экономических зон и продолжать работу по повышению эффективности их деятельности – мудрое решение.