Новый законопроект об уголовной ответственности за неисполнение указов президента может привести к тому, что губернаторы начнут симулировать их исполнение
22 апреля в Госдуме, как ожидается, выступит с отчетом премьер Дмитрий Медведев. Накануне в нижнюю палату был внесен законопроект, предлагающий установить уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, поручений и распоряжений президента. По словам его авторов, исполняемость застыла на 15-процентной отметке, а по майским указам Владимира Путина – и вовсе на нуле. Эксперты говорят о продолжении его курса на национализацию элит.
Авторы проекта – депутаты Дмитрий Горовцов, Михаил Брячак, Александр Агеев и Михаил Емельянов – обнаружили прореху в законе: Кодекс административных правонарушений наказывает чиновников за невыполнение требований парламентариев и уполномоченного по правам человека, но ничего не говорит о главе государства. Они предлагают «выстроить систему мер юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение актов президента России, включающей меры уголовной и административной ответственности».
Уголовный кодекс в связи с этим может быть дополнен новым составом преступления – с наказанием в виде лишения наград и права занимать определенную должность, а также трехлетним заключением.
Дмитрий Абзалов:
— Следует отметить прежде всего то, что ситуация с выполнением майских указов, действительно, сложная. Но исполнять их нужно обязательно, потому что это в том числе и предвыборные обещания президента. При этом исполнять указы любыми средствами и силами, лишь бы исполнить – это тоже неправильно. На мой взгляд, данный законопроект может привести к тому, что губернаторы начнут симулировать их исполнение. Задача же заключается в том, чтобы реально поднимать благосостояние граждан, усиливать контроль и повышать эффективность средств государственного управления, а не делать вид, работать на отчет, чтобы только не попасть под уголовную ответственность.
Здесь помимо этой «уголовной» составляющей, крайне важно продумать сам механизм поддержки регионов, в том числе и на федеральном уровне. Я думаю, что этот законопроект достаточно резкий, но то, что необходимо принимать комплексную нормативно-правовую базу для того, чтобы поддерживать исполнение этих указов, тоже очевидно.
В разных регионах причины неисполнения указов разные. Где-то это откровенно бестолковое управление региональных властей, примеров можно привести массу. Сколько явлений кумовства, коррупции и т.д. мы наблюдали в регионах, где недавно сменилась власть. А в некоторых случаях – это объективное отсутствие финансирования. То есть подходить с одной линейкой, условно говоря, к Ненецкому автономному округу или Алтайскому краю и Татарстану, например, бессмысленно. Необходим конкретный механизм поддержки.
Я думаю, что общий настрой на то, что исполнение указов президента – это обязательно, от них просто так не отмахнуться, это факт и это федеральная линия. Но при всем при этом необходимо помогать регионам расширять их возможности, когда неисполнение указов упирается в откровенное отсутствие необходимых инструментов. Мне кажется, что двигаться нужно именно в этом направлении.
"Независимая газета"
Авторы проекта – депутаты Дмитрий Горовцов, Михаил Брячак, Александр Агеев и Михаил Емельянов – обнаружили прореху в законе: Кодекс административных правонарушений наказывает чиновников за невыполнение требований парламентариев и уполномоченного по правам человека, но ничего не говорит о главе государства. Они предлагают «выстроить систему мер юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение актов президента России, включающей меры уголовной и административной ответственности».
Уголовный кодекс в связи с этим может быть дополнен новым составом преступления – с наказанием в виде лишения наград и права занимать определенную должность, а также трехлетним заключением.
Дмитрий Абзалов:
— Следует отметить прежде всего то, что ситуация с выполнением майских указов, действительно, сложная. Но исполнять их нужно обязательно, потому что это в том числе и предвыборные обещания президента. При этом исполнять указы любыми средствами и силами, лишь бы исполнить – это тоже неправильно. На мой взгляд, данный законопроект может привести к тому, что губернаторы начнут симулировать их исполнение. Задача же заключается в том, чтобы реально поднимать благосостояние граждан, усиливать контроль и повышать эффективность средств государственного управления, а не делать вид, работать на отчет, чтобы только не попасть под уголовную ответственность.
Здесь помимо этой «уголовной» составляющей, крайне важно продумать сам механизм поддержки регионов, в том числе и на федеральном уровне. Я думаю, что этот законопроект достаточно резкий, но то, что необходимо принимать комплексную нормативно-правовую базу для того, чтобы поддерживать исполнение этих указов, тоже очевидно.
В разных регионах причины неисполнения указов разные. Где-то это откровенно бестолковое управление региональных властей, примеров можно привести массу. Сколько явлений кумовства, коррупции и т.д. мы наблюдали в регионах, где недавно сменилась власть. А в некоторых случаях – это объективное отсутствие финансирования. То есть подходить с одной линейкой, условно говоря, к Ненецкому автономному округу или Алтайскому краю и Татарстану, например, бессмысленно. Необходим конкретный механизм поддержки.
Я думаю, что общий настрой на то, что исполнение указов президента – это обязательно, от них просто так не отмахнуться, это факт и это федеральная линия. Но при всем при этом необходимо помогать регионам расширять их возможности, когда неисполнение указов упирается в откровенное отсутствие необходимых инструментов. Мне кажется, что двигаться нужно именно в этом направлении.
"Независимая газета"