Нововведение ухудшает позиции потребителей
С субботы, 2 января, в России начинают действовать новые требования к оформлению ценников в магазинах. Об этом говорится на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
«Постановлением правительства России от 23 декабря 2015 г. № 1406 внесены изменения в правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением правительства России от 19 января 1998 г. № 55, в части, касающейся установления требований к содержанию и оформлению ценников на товары в розничной торговле», — отмечается на сайте Роспотребнадзора.
Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, говорится в сообщении на ведомства
Владимир Слепак:
— Что изменилось в новой редакции? Продавец, как и ранее, обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Теперь допускается оформление ценников как на бумажном, так и ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе, с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
В прежней редакции на каждый ценник должна была быть проставлена дата оформления стоимости товара, заверенная подписью ответственного лица и печатью торгующей организации. Теперь наименование товара, его стоимость может быть проставлена мелком на дощечке или используя электронное табло.
Так же из Правил торговли в новой редакции исчезло обязательное требование заверения печатью прейскуранта, используемого при разносной торговле.
Каковы последствия «нововведений»?
Обязанность продавца иметь единообразные и четко оформленные ценники освобождается возможностью использования не конкретизированного визуально доступного носителя информации, что может привести к спорным ситуациям по определению его доступности для потребителей, в том числе необходимостью привлечения независимой экспертизы. Учитывая то, что вариативность порядка по обеспечению предоставления информации в наглядной и доступной форме в целях своевременного обеспечения возможности правильного выбора товаров потребителями была уже заложена в статьях 8, 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правила торговли этот порядок должны были конкретизировать.
Всем известна проблема несоответствию стоимости товара указанному на ценнике и при оплате на кассе, которая часто решается не в пользу покупателя.
При отсутствии фиксированных ценников стоимость товара при использовании электронных табло может меняться вполне законно в период прохождения от полки до расчета в кассе. Апелляция же к ценнику, в этом случае будет неуместна.
Резюмируя, можно отметить, что нововведение лоббировано торговым сообществом, снижает его ответственность и ухудшает позиции потребителей. Идя на встречу бизнес-сообществу, снижая его трудозатраты, принимая во внимание инфляцию и необходимость частой смены ценников, позиции покупателей не должны ущемляться.
Отмена одних, возможно архаических обязанностей, должна быть компенсирована современными методами защиты прав потребителей.