Новая трасса М-12 решает транспортно-экономические и гуманитарные задачи
21 декабря было запущено движение на завершающих участках автомобильной дороги М-12 «Восток» от Москвы до Казани. В церемонии открытия в режиме видеоконференции принял участие президент РФ Владимир Путин. Строительство трассы завершено на семь месяцев раньше срока. Благодаря новой автостраде время в пути от Москвы до столицы Татарстана сократится с 12 до 6,5 часа. В 2024 году магистраль планируется продлить до Екатеринбурга, а в 2025-м – до Тюмени.
Михаил Блинкин:
– Старая дорога М-7 Москва – Казань была в каком-то смысле уникальной, потому что там количество примыканий было примерно две штуки на 1 км, а на магистральных федеральных дорогах разумное, предусмотренное законодательством количество примыканий – одно на 5 км. Разница в 10 раз. Старая дорога выполняла все на свете функции: она была и транзитной, и можно было со своего двора выехать на нее, там ходили сельские и городские автобусы. Если вспомнить старинный русский город, там на Московской улице был кусок дороги М-7. С одной стороны – храмы, имеющие культурно-историческое значение, а с другой стороны люди живут. Чтобы перейти дорогу, нужно как-то пролезть мимо фур. Это была по аварийности самая плохая федеральная дорога, рекордно плохая. Появление новой М-12, во-первых, решает транспортно-экономическую задачу, потому что масштабный поток Восток – Запад, который обрел грандиозное значение, пойдет в хорошем скоростном режиме. Это большой экономический выход. Второе значение – гуманитарное, потому что жить на обочине федеральной дороги, по которой идут транзитные фуры, – это Господне наказание. Эту проблему фактически убрали, поскольку поток через старую дорогу М-7, конечно, резко снизится. Поток фур станет кардинально меньше.
Что касается развития территорий. Сама по себе скоростная дорога, которую построили, – это примерно шесть дорожных магистралей. Вдоль старой дороги жить было очень плохо, а сейчас будет гораздо лучше. Речь идет не об освоении конкретной дорожной полосы – здесь ничего, кроме положенного сервиса, не бывает. А обширная территория между старой и новой дорогами получит очень мощный импульс в освоении.
Логика в расчете стоимости проезда простая, на уровне школьного курса экономики. Если я поставлю тариф нулевой, то транспортный поток будет большой, но и доход нулевой. Если я поставлю тариф слишком крутой, на него согласятся мало автомобилистов, доход будет очень низким. Между двумя этими точками надо найти такой тариф, который обеспечит максимальный денежный поток. Этот принцип касается всех дорог мира – и России тоже. Нет ни одной платной дороги, где стоимость была бы завышена. В мировой практике бывают льготные транспондеры для местного населения.