Непрямые выборы губернатора для основных регионов России – это инструмент дестабилизации
На встрече с лидерами парламентских фракций Владимир Путин напомнил о предстоящих региональных выборах, которые "пройдут в новых условиях — у субъектов Федерации появилось право самостоятельно выбирать форму избрания высшего должностного лица".
"Если будет использован новый механизм, то приведенные таким образом к власти должностные лица субъектов Федерации в полном объеме будут обладать всеми функциями и правами", — подчеркнул он. "Разумеется, мы, и я в том числе, будем относиться к этим людям, как к равным при приведении их на должности высшего должностного лица", — заверил Путин.
"Мы с уважением должны относиться к региональным особенностям, особенно в национальных республиках, где несколько так называемых титульных наций представлены и проживают", — призвал президент. "Нужно учитывать эту специфику", — подчеркнул глава государства.
"Я исхожу из того и есть основания полагать, что большинство регионов предпочтет действующий порядок — прямое голосование граждан", — отметил Путин.
Модест Колеров:
— Заявление Путина имеет двойственный характер. С одной стороны, оно, конечно, описывает преобладающую реальность. С другой стороны, сам Путин прекрасно отдает себе отчет в том, что любое его описание носит и регулирующий, нормативный, установочный характер.
Вообще поправка в законодательство о том, что какой-то регион может проводить прямые выборы главы региона, а какой-то – непрямые, вводилась, мягко говоря, на грани принципов конституционности. То есть, подвергая сомнению равенство прав граждан перед законом в области избирательного права. Когда эта норма вводилась, то с самого начала в комментариях и в обсуждениях было произнесено, что она вводится специально для того, чтобы применяться в сложных регионах, где существуют два конкурирующих этноса или вообще множество этносов, как, например, в Дагестане. То есть в таких регионах, где внутриполитическая жизнь раздроблена, находится в центре олигархических, клановых и других разногласий, там, где прямые выборы приводят к лобовым столкновениям. Для этих субъектов предполагается формула непрямых выборов, то есть формула конституционального согласования, когда согласование интересов происходит не по принципу «коммунистического демократического централизма» — меньшинство подчиняется большинству, что является необходимым результатом прямых выборов, а когда согласование является результатом договоренности и одновременно с назначением главы региона целый ряд ключевых должностей распределяется по принципу лояльности, представленности, этничности и т.д. Что приводит к невозможности иначе, как через торг, в том числе торг, за которым часто стоит серая, а то и черная экономика, добиться стабильности в регионе.
Для ряда северокавказских республик такая схема была неизбежностью и остается неизбежностью, как бы ее не ругали. Для регионов основной части России такой сценарий был бы не инструментом согласования интересов, а инструментом развала, дестабилизации и создания патовой ситуации.
Конечно, нашлись бы силы, которые, например, «поторговались» бы в Рязанской области. Мы знаем, что в результате недавних выборов там один из кандидатов в губернаторы согласился снять свою кандидатуру, получив взамен место сенатора. Это точно такой же торг, но, во-первых, он выглядел не очень красиво, а, во-вторых, торг, к которому вы приглашаете всех, тоже может оказаться бесконечным. Тут же найдется директор местного Пенсионного фонда, тут же найдется начальник местного какого-нибудь Сбербанка, которые могут держать свои кланы так, как их организуют и содержат на Северном Кавказе. Поэтому вот к этим деятелям других, основных субъектов федерации центральной России и обращался Путин, когда говорил: «а вот мне, ребята, кажется, что прямые выборы у нас привычнее и предпочтительнее».