Необходимо пересматривать сложившуюся архитектуру межбюджетных отношений
По данным издания «Власть», к концу этого года дефицит региональных бюджетов может достигнуть полутриллиона рублей. Половина региональных бюджетов исполняется с дефицитом, констатирует Минфин. Обязательства регионов сильно выросли после майских указов президента 2012 года, чего не скажешь о доходах.
Со следующего года заморожена индексация зарплат работникам бюджетной сферы, но нагрузка на региональные бюджеты все равно остается серьезной. Тем более что ситуация в экономике продолжает ухудшаться. По данным прогноза Минэкономразвития, на основе которого рассчитывается федеральный бюджет, рост ВВП по итогам этого года составит 0,5%. В следующем году экономика должна вырасти на 2%, а в 2016-м — на 2,5%. Однако прогноз рассчитан исходя из средней цены нефти $100 за баррель и курса доллара в диапазоне 37-38 руб. Эти параметры уже сейчас являются нереалистичными, никаких предпосылок для улучшения ситуации пока не просматривается. При этом произошло сокращение бюджетных трансфертов регионам до 1,05 трлн руб. в 2014 году с 1,5 трлн в 2013-м.
Никита Масленников:
— Все будет зависеть от исполнения бюджетов 2015 года, причем как региональных, так и федерального. Пока я бы не сказал, что это уже «дно», потому что экономическая динамика будет слабеть, соответственно, будут ухудшаться показатели по исполнению доходной части региональных бюджетов. Кроме того, налоговые новации будут оказывать дестимулирующее воздействие на бизнес, и вместо того, чтобы рассчитывать на дополнительные доходы, бюджеты могут потерять от поступлений в связи с тем, что деловая активность из-за налогового бремени сократится еще более. Так что я бы не сказал, что дно бюджетного дефицита пройдено.
Конечно, федеральный бюджет за счет маневров с трансфертами постарается часть потерь компенсировать, но в полной мере, мне думается, это сделать не удастся. Кроме того, над регионами постоянно висит дамоклов меч – это достаточно большая задолженность коммерческим банкам. Общий долг регионов уже подбирается под 2 триллиона рублей, это весьма существенно. Облигационный рынок, где можно было бы занять, достаточно вял, и перспективы его на следующий год весьма неопределенные, в силу общего похолодания экономической конъюнктуры.
Поэтому, я полагаю, что сейчас достигнут некий рубеж, на котором, может быть, стоило бы остановится всем финансовым властям, оглянуться и подумать, каким образом можно, во-первых, смягчить вероятное ухудшение положения дел, а во-вторых, продумать системные и структурные меры, которые могли бы поставить заслон разрастанию дефицитов региональных бюджетов и долгов регионов. Вот здесь вот, наверное, стоило бы пересмотреть во многом ту архитектуру межбюджетных отношений, которая есть на сегодняшний день. Я считаю, здесь есть немало резервов и есть над чем подумать, как равным образом и над давно задуманном и обещанным укрупнением транфертов, идущих из федерального бюджета в региональные, с тем, чтобы у регионов было гораздо больше самостоятельность для своей оперативной финансовой политики.