Не стоит ожидать рекордов по явке на выборы президента 15–17 марта


Явка на выборы президента РФ, которые пройдут с 15 по 17 марта, может составить 71%. Такие данные опубликовал ВЦИОМ*. Согласно электоральному расчету, действующий глава государства Владимир Путин лидирует с показателем 82%, Николай Харитонов (КПРФ) и Владислав Даванков («Новые люди») наберут порядка 6% голосов каждый, Леонид Слуцкий (ЛДПР) – 5%. Оставшиеся избиратели – 1% – испортят бюллетени. Тем временем в регионах для повышения явки подготовили поощрение для тех, кто примет участие в выборах президента. Формы они принимают разные, от булочек на избирательных участках до вручения машин и квартир.

Максим Жаров:

– Я не сторонник таких методов привлечения людей на выборы, как викторины, конкурсы, ярмарки и все остальное. Чем меньше сейчас региональные власти суетятся, тем больше у них уверенности, что люди придут и проголосуют. Поэтому имеет смысл федеральному центру обращать внимание на излишнюю суету на территориях в некоторых регионах – это может означать, что именно в этих субъектах есть проблемы.

По многолетнему опыту голосования, в том числе использования дистанционного электронного голосования, самым активным днем был первый. Исходя из этого, я думаю, акцент будет смещен на первые два дня, а в воскресенье пойдут голосовать те, кто традиционно голосуют на избирательных участках.

У нас есть электоральные султанаты – исторически сложившийся актив избирателей, которые ходят голосовать. В пограничных регионах, думаю, явка будет средней по стране. Но в целом хочу сказать, что не стоит ожидать рекордов по явке на голосование. Эти рекорды будут сигнализировать о серьезных неполадках в политическом планировании регионов.

Я думаю, прогноз Всероссийского центра изучения общественного мнения сбудется. Второе место, на мой взгляд, займет КПРФ – Николай Харитонов, а за ней с незначительным отрывом Леонид Слуцкий (ЛДПР) и Владислав Даванков («Новые люди»).

* Электоральный расчет Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подготовленного по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Расчет произведен с использованием методологии электорального вероятностного прогнозирования ВЦИОМ. Итоговый результат получается в ходе совмещения двух комплексных блоков: расчет явки и расчет голосования. В расчетной модели учитываются информированность, интерес к выборам, мотив голосования, разные обстоятельства. Каждому варианту ответа присваивается весовой коэффициент, который определяет вероятность декларируемого поведения. Настройка коэффициентов модели проводится с помощью экспертных опросов. Актуальный электоральный расчет произведен на основе опросных данных – всероссийского телефонного опроса, проведенного 6 марта 2024 года. Опрошены 1600 избирателей старше 18 лет (погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%).

В расчетной модели учитываются следующие показатели: 1) информированность о дате выборов («Знаете ли вы, когда состоятся следующие выборы президента России? Если знаете, пожалуйста, назовите месяц, год»); 2) явка или вероятность участия в выборах («Скажите, вы примете участие в выборах президента, которые состоятся в марте 2024 года или не примете?»); 3) мотивы голосования («Почему вы планируете принять участие в выборах? Пожалуйста, назовите причину»; 4) декларируемое голосование («Если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье и список выглядел бы следующим образом, то за кого из этих кандидатов вы бы, скорее всего, проголосовали? Вы можете дать один ответ»); 5) уверенность в выборе («В какой степени вы уверены, что будете голосовать именно так на выборах президента в этом году?»); 6) вероятность голосования, если кандидат не примет участия («Если выбранный вами кандидат по каким-либо причинам не будет участвовать в выборах, за кого из этого списка вы, скорее всего, проголосуете?»); 7) допустимое голосование за кандидатов («Я еще раз перечислю вам имена российских политиков. По каждому из них скажите, вы в принципе допускаете или не допускаете для себя возможность проголосовать на президентских выборах за этого кандидата?»); 8) информированность о том, где находится избирательный участок («Знаете ли вы, где расположен ваш избирательный участок?»); 9) ретроспективная электоральная активность («Пожалуйста, вспомните прошлые выборы президента России в 2018 году. За какого кандидата вы тогда голосовали?»).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: