Москва использует разнообразные механизмы для поддержки малого и среднего бизнеса
На начало 2024 года в Москве работало почти 885 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 180 тыс. было создано в прошлом году, сообщил мэр столицы Сергей Собянин в своем блоге. Благодаря субъектам МСП в городской бюджет поступило порядка 976,7 млрд рублей налогов, или почти каждый четвертый рубль, подчеркнул Собянин. По итогам прошлого года в столице особенно заметно выросло число индивидуальных предпринимателей – сразу на 11% (до 418,1 тыс.). По данным мэра, каждый 12-й бизнес в Москве создается при поддержке города.
Георгий Остапкович:
– Москва имеет, если можно так сказать, наибольший коэффициент с точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса. Но это вполне понятно и закономерно, потому что столица обладает самым крупным бюджетом, превосходящим все регионы, поэтому имеет очень большие отчисления на поддержку не только малого и среднего бизнеса, но и населения. Москва и раньше поддерживала бизнес, но после пандемии эта работа усилилась – особенно сейчас, в условиях беспрецедентного санкционного давления.
Москва не такой большой регион с точки зрения промышленности. Это не Зауралье, не Свердловская область, где заводы через каждые 200 метров. Несмотря на то что нет такой огромной экономикообразующей отрасли, как промышленность, другие отрасли, особенно сфера услуг, строительство, за счет именно поддержки малого и среднего бизнеса выводят Москву на одно из первых мест по общему объему валового внутреннего продукта.
Москва владеет такими механизмами, как софинансирование, субсидированные кредиты по меньшим ставкам для малого бизнеса, поддержка трудовых ресурсов. И главное, чем Москва выделяется среди других регионов, – это повышенный уровень образования. В столице очень много средств вкладывается в человеческий капитал. Это образование, просвещение, наука. Деньги вкладываются в НИОКР.
Доля малого и среднего бизнеса в экономике России составляет примерно 22%, а остальное – это крупный бизнес. В экономически развитых странах эта пирамида выглядит ровно наоборот, то есть под 70% добавленной стоимости ВВП создает малый и средний бизнес, а остальное – крупный бизнес.