Межнациональные конфликты: поможет ли Общественная палата?
На совещании в Общественной палате (ОП) было предложено создать специальный межведомственный экспертный совет, члены которого могли бы анализировать информацию из регионов и стать посредниками в межнациональных конфликтах. На совещании в Общественной палате (ОП) было предложено создать специальный межведомственный экспертный совет, члены которого могли бы анализировать информацию из регионов и стать посредниками в конфликтах. В Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН) пока сказали лишь, что готовы делиться с экспертами данными, «кроме секретных», передает «Коммерсант».
Максим Шевченко:
— Я не верю, что Общественная палата может действительно что-то урегулировать. Много раз мы собирались в Общественной палате и обсуждали вопросы и адыгского народа, и мусульман, и ингушско-осетинский конфликт. Это всегда заканчивалось какими-то рекомендациями, к которым никто не прислушивается, поскольку для министерств, ведомств решение Общественной палаты, ее резолюции, а также решение Совета по правам человека, являются пустым звуком.
Ввиду этого я бы задал вопрос: для кого будет писаться экспертное заключение? Если это будет носить официальный статус, то тогда это серьезная инициатива. Тогда документ, выходящий из этой новой экспертной группы – не просто записка, которая кладется на стол председателя Общественной палаты и далее демонстрируется на разного рода пресс-конференциях.
В тоже время, если это будет официальное экспертное заключение, которое ни ФСБ, ни МВД не сможет проигнорировать, то как они должны это делать? Вопрос в том, что спецслужбы не обязаны реагировать, если нет официального обращения. Таким образом возникает необходимость разработки официального формата запросов. Однако зачем ФСБ или МВД нужна какая-то Общественная палата для запросов?
Невольно я вспоминаю, как один раз мы проводили в Совете по правам человека слушания по готовящемуся закону «о противодействии экстремизму» с руководителями Центра по противодействию экстремизму при МВД. Этот закон был раскритикован: мы заявили, что он вреден, опасен и может привести к необоснованным массовым репрессиям в стране. Представители МВД сидели и соглашались с нашими доводами, однако закон позже был принят. То есть наше заключение – не более чем пустой звук. Ввиду этого я не верю в полномочия Общественной палаты, в полномочия Совета по правам человека и какую-либо экспертизу, которая будет находиться вне прямых системных связей с политическими институтами, то есть с администрацией президента.
Еще один важный момент: можно ли сделать в регионах независимую площадку? Нет. Многонациональная структура – потенциально конфликтная структура, не соответствующая историческим конфигурациям, сложившимся на протяжении веков проживания народов. Это структура, созданная в советское время, исходя из хозяйственных соображений, а не этнических или этнокультурных, то есть она конфликтогенна сама по себе. Подавлять его можно только с помощью силовых структур и пропаганды. Другого способа фактически нет. В регионах же существуют все действующие лица этого конфликта и они не могут с этим справиться. Ввиду этого, я считаю, что только независимая экспертиза с опорой на Москву может дать независимую экспертную оценку тому, что там происходит.
Эта проблема будет, пока «у семи нянек дитя без глазу». «Семь нянек» – масса ведомств, действующих параллельно со своим бюджетом, со своей повесткой, которые специально будут друг другу мешать, чтобы кто-то из них не опередил другое и не сделал благое – не привел к миру поперек интересам другого ведомства. С учетом всего вышеизложенного я делаю вывод, что, конечно, идея любопытная, актуальная, но при нынешней системе политических технологий практических результатов это все иметь не будет.