«Лампасовая» активность в Екатеринбурге: власть не должна носиться со стрит-артом как с писаной торбой
Художник-каллиграф из Петербурга Покрас Лампас (Арсений Пыженков) отказался от поездки в Екатеринбург из-за протеста верующих. Об этом сообщила РИА Новости координатор фестиваля «Стенограффия» Анна Клец. Стрит-арт-художник Покрас Лампас планировал приехать в Екатеринбург, чтобы восстановить свою работу «Супрематический крест», частично поврежденную дорожными рабочими при укладке гудрона. За восстановление арт-объекта выступили региональные власти. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назвал ситуацию с порчей работы возмутительной.
Однако накануне верующие активисты вышли на площадь Первой Пятилетки в районе Уралмаш, протестуя против реконструкции этой работы. По их мнению, символ креста является священным, поэтому по нему нельзя ходить. Арт-объект размером более 6000 кв. м расположен на площади Первой Пятилетки в Екатеринбурге и представляет собой изображение креста с текстом одного из манифестов Казимира Малевича.
Анатолий Гагарин:
– Если этот «Крест» не будет восстановлен, по крайней мере один повод поссорить разные крылья гражданской активности – назовем их условно «лампасовые» и «православные» – исчезнет. Но я думаю, что за этим последует серия подобных бомбардировок общественного мнения, которые направлены на то, чтобы сохранить это противостояние и гражданскую активность в рамках навязанной повестки дня.
Полемика вокруг стрит-арта на площади Первой Пятилетки – далеко не первый случай разжигания розни между светской общественностью и православной. Подобную ситуацию можно было наблюдать в мае во время протестов против строительства храма Святой Екатерины, когда группа СМИ навязывала эту повестку сразу несколькими способами, от сомнений в выборе места для собора до дискредитации образа святой Екатерины.
Не стал бы говорить о какой-то конспирологии. Это совпадение однонаправленных векторов, которые в качестве объекта выбрали храм как символ не только православия, но и всего, что в головах представителей этих групп олицетворяет «архаику», «власть», «ненавистное прошлое», «скрепы», сиречь «вериги» на ногах, устремленных в светлое будущее, поклонников свободы как смузи, коворкингов и всяких перформансов. В их вселенной храмов нет и не должно быть. Если старые большевики храмы взрывали, то необольшевики не дают их строить.
Реакция на Лампаса – это пролонгированная «ответка», которую усиленно провоцировали данные объединенные группы. Реакция слабая, но при помощи СМИ-усилителей она будет представлена как «мощная атака охранителей» на «новых бесов».
Власть должна быть над схваткой. Хотя после разрешения на «антикрест» сделать это будет непросто. Главное – сменить повестку и не носиться с «лампасами» как с писаной торбой.