Ху­дож­ник-кал­ли­граф из Пе­тер­бур­га По­крас Лам­пас (Ар­се­ний Пы­жен­ков) от­ка­зал­ся от по­езд­ки в Ека­те­рин­бург из-за про­те­ста ве­ру­ю­щих. Об этом со­об­щи­ла РИА Но­во­сти ко­ор­ди­на­тор фе­сти­ва­ля «Сте­но­граф­фия» Анна Клец. Стрит-арт-ху­дож­ник По­крас Лам­пас пла­ни­ро­вал при­е­хать в Ека­те­рин­бург, что­бы вос­ста­но­вить свою ра­бо­ту «Су­пре­ма­ти­че­ский крест», ча­стич­но по­вре­жден­ную до­рож­ны­ми ра­бо­чи­ми при уклад­ке гуд­ро­на. За вос­ста­нов­ле­ние арт-объ­ек­та вы­сту­пи­ли ре­ги­о­наль­ные вла­сти. Гу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти Ев­ге­ний Куй­ва­шев на­звал си­ту­а­цию с пор­чей ра­бо­ты воз­му­ти­тель­ной.

Од­на­ко на­ка­нуне ве­ру­ю­щие ак­ти­ви­сты вы­шли на пло­щадь Пер­вой Пя­ти­лет­ки в рай­оне Урал­маш, про­те­стуя про­тив ре­кон­струк­ции этой ра­бо­ты. По их мне­нию, сим­вол кре­ста яв­ля­ет­ся свя­щен­ным, по­это­му по нему нель­зя хо­дить. Арт-объ­ект раз­ме­ром бо­лее 6000 кв. м рас­по­ло­жен на пло­ща­ди Пер­вой Пя­ти­лет­ки в Ека­те­рин­бур­ге и пред­став­ля­ет со­бой изоб­ра­же­ние кре­ста с тек­стом од­но­го из ма­ни­фе­стов Ка­зи­ми­ра Ма­ле­ви­ча.

Ана­то­лий Га­га­рин:

– Если этот «Крест» не бу­дет вос­ста­нов­лен, по край­ней мере один по­вод по­ссо­рить раз­ные кры­лья граж­дан­ской ак­тив­но­сти – на­зо­вем их услов­но «лам­па­со­вые» и «пра­во­слав­ные» – ис­чез­нет. Но я ду­маю, что за этим по­сле­ду­ет се­рия по­доб­ных бом­бар­ди­ро­вок об­ще­ствен­но­го мне­ния, ко­то­рые на­прав­ле­ны на то, что­бы со­хра­нить это про­ти­во­сто­я­ние и граж­дан­скую ак­тив­ность в рам­ках на­вя­зан­ной по­вест­ки дня.

По­ле­ми­ка во­круг стрит-арта на пло­ща­ди Пер­вой Пя­ти­лет­ки – да­ле­ко не пер­вый слу­чай раз­жи­га­ния роз­ни меж­ду свет­ской об­ще­ствен­но­стью и пра­во­слав­ной. По­доб­ную си­ту­а­цию мож­но было на­блю­дать в мае во вре­мя про­те­стов про­тив стро­и­тель­ства хра­ма Свя­той Ека­те­ри­ны, ко­гда груп­па СМИ на­вя­зы­ва­ла эту по­вест­ку сра­зу несколь­ки­ми спо­со­ба­ми, от со­мне­ний в вы­бо­ре ме­ста для со­бо­ра до дис­кре­ди­та­ции об­ра­за свя­той Ека­те­ри­ны.

Не стал бы го­во­рить о ка­кой-то кон­спи­ро­ло­гии. Это сов­па­де­ние од­но­на­прав­лен­ных век­то­ров, ко­то­рые в ка­че­стве объ­ек­та вы­бра­ли храм как сим­вол не толь­ко пра­во­сла­вия, но и все­го, что в го­ло­вах пред­ста­ви­те­лей этих групп оли­це­тво­ря­ет «ар­ха­и­ку», «власть», «нена­вист­ное про­шлое», «скре­пы», си­речь «вери­ги» на но­гах, устрем­лен­ных в свет­лое бу­ду­щее, по­клон­ни­ков сво­бо­ды как сму­зи, ко­вор­кин­гов и вся­ких пер­фор­ман­сов. В их все­лен­ной хра­мов нет и не долж­но быть. Если ста­рые боль­ше­ви­ки хра­мы взры­ва­ли, то необоль­ше­ви­ки не дают их стро­ить.

Ре­ак­ция на Лам­па­са – это про­лон­ги­ро­ван­ная «от­вет­ка», ко­то­рую уси­лен­но про­во­ци­ро­ва­ли дан­ные объ­еди­нен­ные груп­пы. Ре­ак­ция сла­бая, но при по­мо­щи СМИ-уси­ли­те­лей она бу­дет пред­став­ле­на как «мощ­ная ата­ка охра­ни­те­лей» на «но­вых бе­сов».

Власть долж­на быть над схват­кой. Хотя по­сле раз­ре­ше­ния на «ан­ти­крест» сде­лать это бу­дет непро­сто. Глав­ное – сме­нить по­вест­ку и не но­сить­ся с «лам­па­са­ми» как с пи­са­ной тор­бой.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: