Когда мы говорим о детях, подчеркивание материального благополучия просто неприемлемо
Детей в некоторых образовательных учреждениях России делят на группы по материальному благополучию, сообщает издание «Газета.Ru». Те, чьи родители платят дополнительные взносы, обедают за отдельными столами и раздеваются в новых гардеробах, а остальные питаются по более скромному меню за отдельным столом и после уроков находят свои вещи, сваленные в кучу. О последнем случае стало известно на днях. В Екатеринбурге часть воспитанников гимназии №37 платят за сдачу шуб и курток в раздевалку по 150 рублей в месяц. Родители гимназистов также пожаловались на огромное количество других сборов. Ситуацией уже заинтересовались в местной прокуратуре. В январе 2016 года стало известно, что учеников одной из самарских школ, получающих бесплатное питание, отсадили за отдельный стол — в то время как их одноклассники, оплачивающие питание дополнительно, расположились в другом месте — и с более обширным меню. Дети, родители которых не могут позволить себе оплачивать VIP-услуги, чувствуют себя обделенными и зачастую могут стать объектами насмешек со стороны сверстников, отмечают психологи. Вместе с тем, разделение по материальному благосостоянию было в школах всегда.
Елена Тополева-Солдунова:
— Школа должна уравнивать детей в возможностях вне зависимости от благосостояния их семьи. Если такое происходит в каких-то учебных заведениях, то это абсурдно. Высокий уровень неравенства в стране — огромнейшая социальная проблема, наша боль и беда. Нужно сделать все возможное государственным институтам и обществу в целом, чтобы как-то его снизить. Чтобы меньше было этой кричащей разницы между людьми с разным благосостоянием. Тем более, когда мы говорим о детях, подчеркивание материального благополучия просто неприемлемо. Ребенок не должен чувствовать особого положения за счет того, что у него родители больше зарабатывают. Он должен понимать, что все зависит от него самого, от того, как он будет учиться, себя вести и так далее. Если же с детства будут закладываться такие установки на некую особость тех, у кого родители богаче, то это будет способствовать лишь большему росту неравенства в обществе и всем вытекающим социальным последствиям и бедам.
Никто никогда не делал установок школам, что они должны устанавливать подобного рода различия между детьми. Поэтому даже странно как-то этому противодействовать. Если учителя этого не понимают, то кто-то должен им разъяснить, что это неприемлемо абсолютно. Одно дело — плата за обучение в частных школах, это, действительно, не все могут себе позволить. Например, в университете, для учащихся на платной основе и за государственный счет никаких различий не существует, условия для всех одинаковые.
Если такие случаи появляются, на мой взгляд, государственные институты должны уделить этому внимание и разъяснить абсолютную неприемлемость происходящего. Школы должны поднимать самооценку, воспитывать человека и настоящего гражданина своей страны. Он таковым никогда не станет, если его с детства будут принижать и попрекать за невысокий достаток. Если он будет видеть, что есть другие дети, у которых почему-то больше возможностей. Это совершенно не правильно.