Кандидаты, идущие на выборы, не хотят отождествлять себя с партийными брендами
Мэр Иркутска Дмитрий Бердников отказался от участия в праймериз «Единой России», заявив о решении баллотироваться в городскую думу как самовыдвиженец. Как сообщили ТАСС в пресс-службе администрации Иркутска, «по мнению Бердникова, сегодняшняя позиция партийных функционеров идет явно вразрез с интересами горожан; это показала реакция людей на инициативу по законопроекту о назначении сити-менеджера».
Ранее губернатор Сергей Левченко заявил, что уже осенью в Иркутске сменится модель управления городом: его возглавит сити-менеджер. Соответствующий законопроект одобрен депутатами Заксобрания в первом чтении.
Дмитрий Бердников стал главой Иркутска в 2015 году, после того как были отменены прямые выборы мэра. Его выбрали депутаты гордумы.
Андрей Максимов:
– Сейчас большинство кандидатов и от партии власти, и от оппозиции предпочитают идти на выборы самовыдвиженцами, то есть не связываться с политическими брендами, а пытаться опираться на избирателей. Не проходить никаких праймериз, а сразу собирать подписи. Это общий тренд по всей России. В целом социология показывает, что у электората, как ни странно, уровень доверия к самовыдвиженцам повысился, а к политическим брендам – понизился, в том числе и к оппозиционным партиям, а не только к «Единой России».
Назначать сити-менеджера, вместо того чтобы избирать главу города прямым голосованием, – это тоже общероссийский тренд. Это касается не только Иркутска. На мой взгляд, это не самый эффективный метод, потому что такая практика очень часто приводит к двоевластию в городе, начинается конфликт между председателем избранного органа, то есть городского совета депутатов, и нанятым сити-менеджером; в некоторых городах сити-менеджеров меняют чуть ли не каждый год, если не чаще, что не дает исполнителям возможностей для нормальной работы и адекватной ответственности за свою деятельность. Ни полномочий нет, ни ответственности у человека, который управляет городским хозяйством, – это с одной стороны. С другой стороны – множество депутатов, которые тоже совершенно безответственны: могут главе любые задачи ставить, совершенно не отвечая за то, насколько они продуманны, подтверждены бюджетом и всем остальным. Тем не менее, повторюсь, это общий тренд, который победил частную инициативу господина Левченко, настаивающего на прямых выборах главы города. Хотя с точки зрения местного самоуправления логичнее было бы избирать мэра всеобщим голосованием, но рано или поздно мы опять к этой схеме вернемся (это мое личное мнение).
Существует четыре варианта модели найма сити-менеджеров, и только один из них – из состава депутатов. То есть теоретически Бердников может стать главой города, например, и параллельно председателем городского совета, но не сити-менеджером. Он может быть сити-менеджером из состава депутатов, он может быть внешним сити-менеджером, нанятым по конкурсу. Повторюсь, несколько моделей есть избрания.
В Иркутской области вполне самодостаточная местная элита, есть толковые управленцы, которые вполне могут из бизнеса перейти к управлению городом, не надо кого-то для этого вводить со стороны. Если вы вспомните, то там регулярно меняются губернаторы, и все они выходцы из региона; туда пытались присылать извне, но они надолго не задерживались.