Избирательное законодательство требует реформирования


Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ получила с начала предвыборной кампании более 500 жалоб от кандидатов, партий и избирателей. Наибольшее количество жалоб (224) поступило в ЦИК от кандидатов, 120 обращений направили избиратели, 99 — представители политических партий. Кроме того, 44 сигнала о нарушениях направили в ЦИК сотрудники избирательных комиссий регионов, 18 — представители государственных органов и органов местного самоуправления. Три обращения поступило от депутатов Госдумы, одно — от представителей СМИ.

Наличие судимостей выявлено в ходе избирательной кампании у 477 кандидатов на выборах губернаторов и депутатов областных и городских парламентов. Об этом свидетельствуют данные ЦИК РФ, опубликованные на сайте ведомства, сообщает «ТАСС».

Из 141 кандидата в губернаторы судимость обнаружилась у пяти человек. В ходе проверки 8 850 кандидатов в депутаты региональных законодательных собраний выяснилось, что 222 претендента имеют судимость. Еще порядка 250 человек, сокрывших судимость, были выявлено в ходе проверки сведений о кандидатах в парламенты столиц регионов. Сама по себе судимость, если она была снята или погашена и с этого момента прошел установленный законом срок, не препятствует участию гражданина в выборах, однако сведения о судимостях, даже погашенных, необходимо указывать при выдвижении.

Игорь Даченков:

— Политика — слепок общества. Участие в выборах принимают люди самого разного социального статуса и биографии. Действительно, действующее законодательство в России допускает участие в выборах различных уровней кандидатов, которые имели судимость, но она была погашена. Если проанализировать участие подобных граждан в избирательном процессе, то, безусловно, их количество в последние годы в целом снижается.

Хорошо это или плохо? С одной стороны хорошо, поскольку нет ограничения пассивного избирательного права граждан, которые когда-то приступили черту закона, но по прошествии времени погасили свою судимость и стали полноценными участниками политического/электорального процесса.

С другой стороны, возможно, имело бы смысл подумать над разграничением подобной категории граждан с точки зрения их выдвижения в качестве кандидатов на выборах. Критериев может быть несколько. Например, разрешать выдвигаться кандидатами только гражданам с погашенной судимостью по нетяжким преступлениям или, допустим, обеспечить им возможность становиться кандидатами только на муниципальном уровне, при этом ограничить участие на региональном и федеральном. Либо вообще дать "зеленый свет" кандидатам с погашенной судимостью от парламентских политических партий (своеобразный институт поручительства за выдвигаемого от партии человека), или же разделить участие "бывших" по принципу — кандидат только в законодательную власть, а в исполнительную таким нельзя.

С моей точки зрения, новации в этой сфере необходимы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: