Финансирование ключевых инфраструктурных проектов в регионах как способ избежать внутриэлитных конфликтов на местах
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в рамках Инвестиционного форума в Сочи представил его участникам основные направления комплексного плана действий Правительства РФ до 2025 года, сообщает «Коммерсант». Этот документ призван обеспечить в 2020 году российской экономике темпы роста не ниже среднемировых. Среди названных премьером положений плана: обещание Правительства РФ не ухудшать налоговые условия для бизнеса, борьба с утечкой мозгов, внедрение проектного подхода при работе над бюджетом.
Премьер добавил, что в ближайшее время должны быть разработаны механизмы, которые позволят инфраструктурным проектам, имеющим определяющее значение для субъекта РФ, получать гарантированное финансирование. Сейчас, признал Дмитрий Медведев, нередки ситуации, когда бизнес, ориентируясь на планы правительства, приступает к реализации проекта, связанного с такой инфраструктурой, однако потом из-за бюджетных трудностей ее строительство замораживается — в результате срывается и сам проект. Стимулировать региональное развитие Белый дом может и за счет расширения возможности регионов оставлять себе часть федеральных налогов — эту идею, отметил премьер, еще нужно проанализировать. Напомним, с 2018 года у субъектов появится право оставлять себе часть прироста налога на прибыль.
Михаил Нейжмаков:
— Дмитрий Медведев на Инвестиционном форуме в Сочи обратился к теме инфраструктурных проектов в регионах и это неудивительно. Ведь и в утвержденных в январе 2017 года Основах госполитики регионального развития РФ первой из приоритетных задач для достижения соответствующих целей названо «инфраструктурное обеспечение пространственного развития». Премьер обратился к теме гарантированного финансирования ключевых инфраструктурных проектов в регионах. Между тем, как раз отказ от ранее запланированных подобных проектов или их заморозка порождает внутриэлитные конфликты на местах, часто, с вовлечением в них протестных групп. Причем, в благополучных регионах, где таких проектов запланировано больше, это даже более болезненная тема.
Не исключено, что идея корректировать госпрограммы и инвестпрограммы естественных монополий под точки роста в конкретных регионах со временем может приобрести больший масштаб. Накануне федеральных выборов 2007-2008 годов одной из важных составляющих позитивной повестки Кремля стали приоритетные нацпроекты. Сейчас средств на реализацию подобных задач в общероссийском масштабе меньше. Но Центр вполне может предположить такие проекты для отдельных регионов, в том числе, отличающихся протестными настроениями.
Пример – недавно озвученная идея масштабного расселения пятиэтажных домов в Москве. Риски у такого подхода, если он реализуется, тоже будут – в том числе «ревность» со стороны регионов, неохваченных подобными проектами. Однако с подобными рисками вполне можно бороться, а позитивную повестку для будущих президентских выборов в наиболее сложных регионах такой подход может сформировать.