Это способствует централизации власти, но приведёт к ограничению ответственности мэров
Минюст во вторник представил на общественное обсуждение поправки в ст. 74 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». В этой статье приводятся основания для отрешения от должности главы муниципального образования или местной администрации губернатором, сообщает РБК.
Сейчас законом оговариваются несколько поводов для отставки — нарушение прав и свобод человека, угроза единству и территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства России. Также уволить мэра или главу местной администрации можно за нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета региона (если это установлено судом, а чиновник не устранил эти нарушения).
Предлагается серьезно расширить список экономических причин для такого решения. Согласно законопроекту, муниципальные чиновники могут лишиться поста за нецелевое использование межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов из региональных бюджетов, за нарушение условий предоставления и расходования трансфертов и кредитов.
Дмитрий Орлов:
— Возможность отстранять мэров, которая появляется у губернаторов, это, безусловно, расширение их операционной самостоятельности, их полномочий в структуре региональной власти. Если раньше можно было говорить о почти равном аппаратном и порой даже политическом весе губернаторов и мэров, то теперь этот вес не сопоставим.
Если мэра можно отстранить за нерациональное расходование средств, это значит, что губернатор может его уволить за относительно небольшие нарушения не криминального характера . Таким образом, эти игроки — мэр субъекта и губернатор становятся несопоставимы по полномочиям и влиянию . Это приведет к существенным изменениям в политической системе, в системе распределения власти и бюджетных полномочий. Губернатор станет ключевым звеном.
Мы будем наблюдать такие случаи, как в Новгороде и Петрозаводске, когда мэры вынуждены либо отступать под жестким напором губернаторов, либо попадать в фокус внимания контрольных и правоохранительных органов и, в конечном счете, оставлять свои посты.
Это способствует централизации власти, но приведёт к ограничению ответственности мэров. Яркие и жёсткие политики, которые могли опираться на общественное мнение, будут «вымываться». Быть слабым мэром под губернатором серьезный политик вряд ли захочет.
Мы будем наблюдать на постах мэров и глав администраций городов более менее компетентных исполнителей губернаторской воли. Собственное политическое лицо мэров будет постепенно ходить.