Единого рецепта формирования власти в регионах нет и быть не может
Сразу в ряде российских регионов начались акции, призывающие вернуть прямые выборы губернаторов, а также глав районов. Так, в Карачаево-Черкесии представители партии «Коммунисты России» обратились в избирательный комитет с заявлением о проведении референдума. Предполагается, что в условиях соблюдения законности жители сами решат, какие выборы им больше подходят: прямое голосование или молчаливое согласие с решениями, принятыми в закрытых коридорах власти.
Заксобрание Севастополя рассмотрит вопрос о прямых выборах губернатора. Глава фракции «Единой России» Вячеслав Аксенов сообщил, что депутаты вынесут вопрос о принятии соответствующих поправок к уставу города на ближайшее заседание парламента Севастополя.
В Новосибирской области правительство одобрило проект закона, дающего право муниципалитетам самим решать, выбирать глав городских и сельских поселений, или назначать их в стенах советов. Теперь законопроект должен пройти утверждение в новосибирском Заксобрании.
Александр Носович:
— Я не вижу во всех этих инициативах спланированной и управляемой из единого центра кампании по введению унифицированного порядка формирования органов региональной власти и местного самоуправления. Скорее речь идет о группе отдельных кампаний в ряде российских регионов.
Для меня очевидна общая причина этих кампаний — предвыборный контекст. Такие простые и популярные для рядового избирателя политические инициативы, как введение прямых выборов губернаторов и глав самоуправлений, как раз появляются где-то за полгода до выборов. В каждом регионе при этом своя политическая специфика, однако возникновение тенденции можно объяснить именно начавшейся подготовкой выборов, которые пройдут осенью на всех уровнях власти.
Что касается правильности того или иного способа избрания глав субъектов федерации и самоуправлений, то юридически Конституционный суд признал конституционными и демократическими оба способа: и через всеобщие выборы, и через избрание в представительном органе.
Политически же какого-то единого рецепта формирования власти в регионах нет и быть не может. Россия по типу своего территориально-политического устройства — асимметричная федерация. Разные регионы в ней имеют разный вес на федеральном уровне, разный тип отношений с федеральным Центром, разную общественно-политическую ситуацию внутри региона и даже разную политическую культуру.
Поэтому в каждом случае порядок формирования региональных органов власти и муниципалитетов будет формироваться в соответствии с раскладом сил в конкретном регионе — то есть исходя из соотношения сил основных политических игроков