Для обсуждения реформы МСУ нужно привлечение очень широкого круга заинтересованных лиц
После оглашения послания Владимира Путина Федеральному собранию, в котором президент заявил о необходимости реформы местного самоуправления — предоставления МСУ финансирования и перевод полномочий туда, где они будут исполняться наиболее эффективно, фонд ИСЭПИ подготовил доклад с двумя вариантами возможной реформы.
В представленном докладе предлагается два варианта. Первый из них — создание вместо имеющихся округов и муниципальных районов территориальных органов власти, при этом местным самоуправлением будут считаться городские и сельские поселения и внутригородские муниципальные образования. Руководителя территориального органа власти предлагается назначать губернатору через согласование с депутатами "первого уровня", перед которыми будет ставиться вопрос о доверии, гордумы упраздняются.
Второй вариант предусматривает создание в столицах субъектов РФ новых муниципальных образований — "городских агломераций". В них будет сохранено МСУ обоих уровней, его руководители назначаются губернатором и могут быть отозваны депутатами и населением. Фонд также добавляет, что такая модель сходна с тем, что существует в Санкт-Петербурге и Москве. Завершить проведение реформы планируется к концу 2015 года.
Ольга Кузнецова:
— Я думаю, что, если сейчас кто-то один, как и в 2002-2003 годах, когда это затевалось, будет заниматься этой реформой, то мы получим то, что и получилось. Реально для обсуждения этой реформы нужно привлечение очень широкого круга заинтересованных лиц, это и Союз российских городов и многие другие структуры собственно местного самоуправления, и целый ряд исследовательских институтов. Если эту работу организовать достаточно широко и прислушиваться к мнению всех заинтересованных участников, тогда что-то получиться. Если сейчас снова одна какая-то структура что-то навяжет, то как всегда окажется, что кучу моментов не предусмотрели, не учли и т.д.
На самом деле, президент обозначил в Послании две проблемы. С одной стороны, это проблема малых полномочий власти на местах, которая не может ничего решать толком. На властях поселений вообще по большому счету только коммуналка, они не решают ни проблемы образования, ни здравоохранения. Чтобы они могли что-то решать, им надо передавать больше полномочий. Другое дело, что смогут ли они с этим справиться. Этот вопрос уже требует более глубокого анализа.
С другой стороны, есть проблема такого политико-психологического характера — люди не знают местную власть. Непонятно, насколько готова власть быть более открытой, насколько люди готовы реально участвовать в этом. Конечно, очень многое здесь зависит от конкретной ситуации, людей и т.д. Тут сразу встают вопросы, как можно развивать информационную открытость органов местного самоуправления, каковы могут быть механизмы вовлечения населения в их работы и т.д.