Дистанционное обучение не должно заменять личных контактов учителя и ученика
23 декабря под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в России. В ходе совещания прозвучало немало предложений. В частности, глава государства выступил за перевод школьников на учебу в одну смену, предложил максимально сократить «бумажную» нагрузку на учителей, а также призвал «в полной мере использовать преимущество информационных технологий и дистанционного обучения».
Вячеслав Бобков:
— Предложения, прозвучавшие в ходе заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в России, я могу только поддержать. Их необходимо реализовывать. Решения вопросов, связанных с организацией обучения, сменностью и прочее, очень важно.
Я бы еще обратил внимание на вопросы, связанные с аттестацией школьников. Огромный вал учеников сдает ЕГЭ. Система, конечно, совершенствуется. Но к ней по-прежнему очень много претензий со стороны ВУЗов. Есть очень много нареканий к качеству знаний ребят, поступающих в ВУЗ на основе результатов ЕГЭ. Не смотря на единую систему, в регионах выставляют балы по-разному. Проблема в том, что с более высокими балами зачастую приходят люди, у которых знания хуже, чем у ребят, набравших меньший бал. Критерии до конца не отработаны, их надо совершенствовать, чтобы бал на самом деле отражал знания.
Вторая проблема – оплата труда учителей. Много делается для того, чтобы поднять зарплаты. В ряде регионов она поднята. Но ситуация в целом по стране не решена. Следует отметить, что данная проблема зафиксирована в майских указах президента (поднять зарплату учителям не ниже средней по региону). Учитывая экономические трудности в стране, как бы не получилось так, чтобы проблему сняли с повестки. Мотивация учителей должна быть действительно не только моральной, но и материальной. Мы не создадим высокую престижность труда учителя, если не решим этот вопрос. Материальная мотивация важна для того, чтобы работать в школу шли не по остаточному принципу те, кто не поступил в другие вузы. Выпускники педагогических вузов должны получать адекватную оценку их труда. Я в свою очередь считаю, что заработная плата учителей должна быть выше средней по региону.
Я согласен также с тем, что бумажную волокиту необходимо сократить. Бумажная волокита всех захлестнула. Я работник ВУЗа, мы только бумагами здесь и занимаемся. Минобразования устроило такой бумажный поток, что сегодня очень много времени тратится на то, чтобы отписываться, выполнять указания. Документооборота в любом случае должно быть меньше даже для того, чтобы его было легче переводить в электронный вид. Перевод бумаг в электронный вид – это тоже целая проблема. Что касается компьютеризации, в школах должно стоять все самое «передовое». Я согласен с тем, что учителей необходимо обеспечить персональными компьютерами.
Дистанционное обучение – для меня это сложный вопрос. С одной стороны, это важный инструмент, учитывая использование современных технологий. С другой стороны, оно не должно заменять личных контактов учителя и ученика. Дистанционно многие вещи не проконтролируешь. Или же надо резко менять технологию обучения, создавать возможность для интегрированного обучения. Должны быть такие технические решения, чтобы это было не просто вещание в одну сторону. Безусловно, эта система актуальна для детей, живущих в сельской местности, в удаленных районах, детей с ограниченными возможностями и так далее.
Также следует отметить, что региональный и муниципальный бюджет сегодня находятся в особенно сложной ситуации. У них много обязательств, много кредитов, по которым им нечем расплачиваться. Это может стать причиной того, что в регионах сократят все текущие расходы, в том числе на развитие школ.