Дальний Восток нужно поднимать не прямыми трансфертами, а стратегическим развитием экономики всего региона
В Хабаровске дальневосточные губернаторы отчитались перед полпредом президента в ДФО Виктором Ишаевым о выполнении указов и распоряжений главы государства. Однако встрече задали критический тон сами же представители аппарата полпреда: глава департамента по соцполитике Николай Шевцов констатировал, что на инициированное Владимиром Путиным в мае прошлого года повышение зарплат бюджетникам на Дальнем Востоке средств просто не хватит.
Президент, напомним, предписал «усовершенствовать» к 2018 году систему оплаты труда педагогов, медиков, работников культуры и соцзащиты. В соответствии с согласуемыми с регионами «дорожными картами» предполагалось поэтапно довести зарплаты данных категорий бюджетников до среднего уровня по каждому конкретному субъекту. На 2013 год, подсчитали в полпредстве, на это необходимо дополнительно 22 млрд руб. Бюджеты субъектов Дальнего Востока могут выделить только 11 млрд руб., и еще 6 млрд руб. обещал центр.
Оставшийся дефицит, констатировал полпред Виктор Ишаев, покрыть нечем, а дальше будет еще хуже. «В 2014 году 37,5 миллиарда рублей не хватает, в 2015-м — 57,5 миллиарда рублей. Я внимательно смотрю все наши бюджеты и источников закрытия этих проблем не вижу»,— сказал господин Ишаев. На рост зарплат, отметил он, регионы перенаправляют «текущие расходы и расходы на капитальные ремонты». «Мы основные фонды так просадим. Это не значит, что федеральный бюджет должен давать деньги бесконечно. Нужно, конечно, искать альтернативные источники. Но по Дальнему Востоку проблема крайне сложная»,— отметил полпред.
Виктор Ишаев, выслушав глав регионов, пообещал в течение недели обобщить все их заявления и направить доклад президенту и обращение в правительство. В то же время, он отметил: «Мы все с вами прекрасно понимаем: указы не обсуждаются, а исполняются».
Никита Масленников:
— Ситуация, действительно, неоднозначная. Слова губернаторов имеют под собой серьезные основания: при нынешнем состоянии экономики хозяйствующих субъектов в Дальневосточном округе и их бюджетов выполнить те задачи, которые президент поставил еще в пакете своих указов от 7 мая прошлого года, достаточно затруднительно.
Решать эту проблему нужно различными путями. На мой взгляд, здесь необходимо искать компромисс по срокам. На старте целесообразна была бы определенная помощь со стороны федерального бюджета, но для этого требуется радикально пересмотреть осуществляемые трансферты. Хотя здесь есть свои нюансы — система трансфертов, сложившаяся при Медведеве, предполагает до нескольких десятков трансфертов. Эксперты насчитывают в некоторых регионах до 90 наименований. Была в свое время инициатива свести их буквально к нескольким крупным потокам. Эти идеи пока не реализованы, хотя обладание такими суммами могло бы значительно расширить маневренность региональных бюджетов. Это первый момент.
Второй момент состоит в том, что полностью уповать на помощь федерального бюджета нельзя. Прежде всего, необходимо четко знать конкретную ситуацию в каждом регионе отдельно. Необходимо вести всесторонний мониторинг ситуации и осуществлять целевые трансферты для выполнения самых приоритетных и конкретных задач. Но дальше субъекты должны изыскивать внутренние возможности. Я думаю, в значительной мере этому может поспособствовать единый налог на недвижимость, это было бы существенным подспорьем для местных, прежде всего, муниципальных бюджетов. Будем надеяться, что со следующего года такая практика распространится и к 2015 году станет нормой.
Кроме того существует достаточное количество «спящих» и неиспользуемых льгот налогового характера, прежде всего, они касаются малого бизнеса. Для Дальнего Востока это тем более актуально, потому что далеко не все возможности региона исчерпаны. Крайне важно поднимать экономику этого региона. Сейчас она находится в угнетенном состоянии, необходимо провести здесь мероприятия общефедерального значения – это и прокладка развернутой инфраструктурной сети, и создание новых нефтегазохимических кластеров на Дальнем Востоке, и развитие сборочных производств, и более активное использование морских биологических ресурсов, и инновационные производства и т.д. Проектов, действительно, много, но для их реализации нужно определенное ускорение. Увеличение подоходного налога было бы ощутимым для регионального бюджета. Можно было бы серьезно подправить ситуацию, причем именно не прямыми трансфертами, а целенаправленным медленным поднятием экономики дальневосточного региона.
Сейчас идут сильные дискуссии в правительстве относительно того, как и какие приоритетные проблемы должны решаться в округе. Можно надеяться, что в считанные недели определятся основные направления для деятельности и регионам. Тем не менее, главы регионов констатировали ту ситуацию, которая, на самом деле, серьезна. Общественное мнение и федеральный центр получили импульс о том, что на Дальнем Востоке есть нерешенные проблемы, и теперь, очевидно, нужно постараться, если и не решить их сразу, то, по крайней мере, наметить формы их преодоления.