Автокластер в Чечне и электромобили в Саратовской области: будет ли спрос на продукцию?


Власти Чечни планируют создать автомобильный кластер на базе завода «Чеченавто». Там собираются производить 16 тыс. автомобилей в год. А в городе Энгельсе Саратовской области наладят производство электромобилей. До конца 2023 года планируют выпустить до 2 тыс. машин специально для такси и каршеринга.

Сергей Смирнов:

– Любое производство на территории регионов положительно сказывается на экономике. Даже на стадии строительства в экономику приходят государственные или частные инвестиции. Создаются рабочие места, а это заработная плата. Заработная плата – это НДФЛ, который зачисляется в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. То есть это положительный момент.

Но проблема носит многоаспектный характер. Чтобы в дальнейшем не было безработицы, чтобы предприятия не были убыточными, нужно понять рынок сбыта. Я не знаю, будут ли москвичи покупать продукцию из Саратова, потому что у нас тут есть «Москвич». Кроме того, на новых заводах возникает проблема качества. То, что сейчас происходит в российской автомобильной промышленности, прорывом не назовешь. На днях АвтоВАЗ сообщил, что с 2024 года возобновит производство автомобилей Lada с автоматической коробкой передач.  Значит, два года как минимум уже потеряны. Это не прорыв, а выход на рубежи, которые существовали до 2022 года.

По поводу электромобилей могу сказать, что это городской автомобиль – его нужно заряжать. И тут мы подходим к следующей проблеме: у нас очень мало автозарядных станций. И я не слышал, что есть программы их развития. Если я не занимаюсь какими-то коммерческими доставками в пределах Москвы (а я этим не занимаюсь), то не уверен, что стал бы покупать электромобиль в современных условиях, пока не будет достаточного запаса хода, аккумуляторов, сети электрозаправочных станций.

В начале 1980-х годов собирались производить «Оку» – дешевый автомобиль, в том числе в инвалидной модификации. Объем производства должен был быть 50 тыс. штук в год, насколько я помню. Этот проект тянулся-тянулся, согласовывался, но пришел 1991 год, рыночные реформы, маховик закрутился. Был рынок сбыта – низкие доходы населения не позволяли покупать более симпатичные автомобили. Но как только доходы выросли на фоне нефтяного бума, поступил сигнал: ребята, эта машина нам больше не нужна. И пошли новые модели, в основном на иностранных платформах. Вот такая проблема.

Поэтому развитие автомобилестроения для экономики регионов, конечно, хорошо, но если дальше не будет никакого сбыта, то возникнет безработица.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: