Автокластер в Чечне и электромобили в Саратовской области: будет ли спрос на продукцию?
Власти Чечни планируют создать автомобильный кластер на базе завода «Чеченавто». Там собираются производить 16 тыс. автомобилей в год. А в городе Энгельсе Саратовской области наладят производство электромобилей. До конца 2023 года планируют выпустить до 2 тыс. машин специально для такси и каршеринга.
Сергей Смирнов:
– Любое производство на территории регионов положительно сказывается на экономике. Даже на стадии строительства в экономику приходят государственные или частные инвестиции. Создаются рабочие места, а это заработная плата. Заработная плата – это НДФЛ, который зачисляется в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. То есть это положительный момент.
Но проблема носит многоаспектный характер. Чтобы в дальнейшем не было безработицы, чтобы предприятия не были убыточными, нужно понять рынок сбыта. Я не знаю, будут ли москвичи покупать продукцию из Саратова, потому что у нас тут есть «Москвич». Кроме того, на новых заводах возникает проблема качества. То, что сейчас происходит в российской автомобильной промышленности, прорывом не назовешь. На днях АвтоВАЗ сообщил, что с 2024 года возобновит производство автомобилей Lada с автоматической коробкой передач. Значит, два года как минимум уже потеряны. Это не прорыв, а выход на рубежи, которые существовали до 2022 года.
По поводу электромобилей могу сказать, что это городской автомобиль – его нужно заряжать. И тут мы подходим к следующей проблеме: у нас очень мало автозарядных станций. И я не слышал, что есть программы их развития. Если я не занимаюсь какими-то коммерческими доставками в пределах Москвы (а я этим не занимаюсь), то не уверен, что стал бы покупать электромобиль в современных условиях, пока не будет достаточного запаса хода, аккумуляторов, сети электрозаправочных станций.
В начале 1980-х годов собирались производить «Оку» – дешевый автомобиль, в том числе в инвалидной модификации. Объем производства должен был быть 50 тыс. штук в год, насколько я помню. Этот проект тянулся-тянулся, согласовывался, но пришел 1991 год, рыночные реформы, маховик закрутился. Был рынок сбыта – низкие доходы населения не позволяли покупать более симпатичные автомобили. Но как только доходы выросли на фоне нефтяного бума, поступил сигнал: ребята, эта машина нам больше не нужна. И пошли новые модели, в основном на иностранных платформах. Вот такая проблема.
Поэтому развитие автомобилестроения для экономики регионов, конечно, хорошо, но если дальше не будет никакого сбыта, то возникнет безработица.