Адресное пособие по бедности в России: поможет ли это решить проблему?
Введение в России адресного пособия по бедности позволит добиться снижения ее уровня. Такое мнение высказали экономисты Президентской академии (РАНХиГС) в докладе «Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность», сообщает URA.RU. Выплаты, согласно предложению авторов доклада, должны довести доходы нуждающихся семей до величины прожиточного минимума. По мнению экономистов, размер пособия, который должен ограничиваться 1–10 тысячами рублей, снизит бедность среди семей в 1,7 раза.
Никита Масленников:
– В России достаточно высокий уровень социального неравенства, хотя он и находится в замороженном состоянии, на мой взгляд, по итогам этого года произойдет усиление этих тенденций. На фоне таких трендов разговор о необходимости повышения адресности предоставления социальных пособий и различного рода инициатив имеет смысл. Однако подобные разговоры идут давно, но конкретных решений не просматривается.
Начинать следует с того, что необходимо посмотреть, кто в стране действительно бедный, определить четкие критерии, как сейчас считают людей, у которых доход ниже прожиточного минимума, или важно смотреть более широко. С этим надо определяться и принимать соответствующие законодательные решения. Условно говоря, пенсионер, у которого размер пенсии 13–14 тысяч рублей, считается ли обеспеченным человеком? Ведь у него треть уходит на коммунальные услуги, а еще часть – на лекарства. Тем не менее официальная статистика не относит их к бедным, потому что есть прожиточный минимум пенсионера, естественно, пенсии в среднем по России выше этого минимума. Наверное, в данном вопросе следует отталкиваться от базового набора потребностей: если они не удовлетворяются, то человек ощущает себя некомфортно.
Этот вопрос остается подвешенным, и на сегодняшний день нет четкого понимания, кто по современному уровню жизни считается бедным, конечно, с адекватной социальной оценкой происходящего. Кроме того, надо считаться с состоянием граждан в регионах, потому что только тогда можно действительно рассчитывать и объем необходимых трансфертов, и их целевую привязку.
Также важно четко понимать, что нужна действительно интегрированная информационная база данных, какие услуги конкретный гражданин получает от властей разных уровней. Очень часто возникают ситуации, когда человек проваливается между двумя системами льгот и получает оскорбительные сотни рублей, которые не позволяют решить жизненные проблемы. Дискуссия идет долгие годы, но базовые вещи не решаются.
Данная задача очень важна, ставилась она еще при формировании правительства после выборов президента. Об этом много говорили, но вопрос пока провис.