Задержание главы Дептранса Ярославской области: частный случай или системные проблемы в команде Евраева?
Глава Департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных и еще ряд чиновников региона задержаны по подозрению во взяточничестве. Губернатор Михаил Евраев заявил, что все они уволены, а Департамент транспорта ждет антикоррупционная проверка. Черемных курировала проведение масштабной транспортной реформы, которая вызывала много нареканий со стороны жителей. Собеседники РК отмечают, что «транспортную революцию» в регионе инициировал Евраев, поэтому дело против Черемных – серьезный имиджевый удар для губернатора. Данная ситуация также демонстрирует большие проблемы с подбором кадров в команде Евраева. Подробности – в сюжете РК.
Куратор транспортной реформы
В отношении директора Департамента транспорта Ярославской области Татьяны Черемных возбуждено уголовное дело о получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). СУ СК по региону уточняет, что в деле есть и другие фигуранты, но их фамилии не названы. Из официального заявления губернатора Михаила Евраева следует, что речь идет о госслужащих. 24 мая Черемных и «несколько иных лиц» были задержаны и в этот же день уволены с госслужбы по приказу главы региона.
По данным следствия, с февраля по май 2023 года подозреваемые получили в качестве взятки денежные средства от частных предпринимателей за общее покровительство по службе.
В правительстве региона анонсировали проведение комплексной проверки в Департаменте транспорта. Ее проведет антикоррупционная комиссия при губернаторе.
Черемных была назначена директором Департамента транспорта Ярославской области в марте 2022 года. Ранее она работала в Министерстве транспорта Тверской области.
В правительстве Ярославской области Черемных курировала проведение масштабной транспортной реформы.
Как уточняет 76.ru, 27 декабря 2022 года правительство Ярославской области подписало многомиллиардный 20-летний договор трамвайной концессии с компанией «Мовиста Регионы». С февраля 2023-го планировали начать работы по модернизации трамвайной инфраструктуры и обновлению подвижного состава. С учетом федерального гранта общая стоимость проекта – около 54 млрд рублей.
В январе 2023 года губернатор Михаил Еварев анонсировал полную замену автобусов в Ярославле и Ярославском районе за два месяца – апрель и май. Заявки от перевозчиков принимали по разным лотам до 8–9 февраля. А подведение итогов закупок прошло 10–13 февраля. За восемь лет на эти контракты из бюджета предполагается потратить около 55 млрд рублей.
При этом местный перевозчик (муниципальное предприятие «ПАТП-1») был со скандалом ликвидирован, а базу ПАТП-1 (гаражи, офисы и т. д.) получил новый перевозчик, пришедший в регион.
Между тем региональные Telegram-каналы неоднократно рассказывали о недовольстве ярославцев в связи с реформированием транспортной системы. Пассажиры жаловались на нестабильную работу транспорта, плохой подвижной состав и замену больших автобусов на транспорт меньшего класса.
Имиджевые потери для региональной власти
Генеральный директор социологического центра «Хи-Квадрат» Евгений Голубев подчеркивает, что дело главы Дептранса – это серьезный удар для имиджа ярославского губернатора, ведь именно при нем чиновница получила высокий пост и транспортная реформа в том виде, в котором она проходит, – это тоже идея Евраева.
«Понятно, что сама Черемных всего лишь курировала процесс, а не принимала решения. Подробности дела еще впереди. И главный вопрос: всплывут ли в этой истории крупные рыбы?» – рассуждает Голубев.
По его словам, команда Евраева сейчас будет пытаться всеми силами доказать, что ситуация с Черемных – это частный случай. Однако собеседник РК сомневается, что негативный эффект от коррупционного скандала удастся сгладить.
Депутат Ярославской областной думы Елена Кузнецова напоминает, что губернатор Евраев неоднократно говорил, что контролирует ход реализации транспортной реформы.
«Он на своей странице регулярно выкладывал новости по этой реформе. И теперь весь спрос с него – почему у него сотрудники-коррупционеры оказались во власти? Возможно, этот клубочек еще будет раскручиваться», – заявила Кузнецова.
Еще один вопрос, который интересует депутата: кто будет заниматься забуксовавшей «транспортной революцией» после задержания Черемных?
«На новый транспорт не хватает водителей – 250 человек. Соответственно, и в рейсы выходят не все автобусы, люди много жалуются, что по 40 минут ждут транспорт на остановках. Хотя нам обещали промежутки между рейсами 4–10 минут. Люди опаздывают на работу. Думаю, что проблем будет еще очень много и это здорово ударит по губернатору Ярославской области», – резюмировала собеседница РК.