Волгоградский метротрам довез до дела: почему строительством линии заинтересовался Следком


По просьбе жителей Волгограда глава СК РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело из-за остановки возведения третьей очереди метротрама в столице региона. На проект планировки и межевания территории для строительства линии выделялось 400 млн рублей еще в 2013 году, но в 2020-м мэрия города отменила свое же постановление о выделении земли для возведения метротрама, а затем издала постановление об отмене проекта строительства линии скоростного трамвая. Почему в Волгограде отказались от нужного городу проекта и может ли повышение интереса к застарелой проблеме быть связано с грядущими выборами в гордуму – в сюжете РК.

Уголовное дело. Вторая попытка

Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил руководителю СУ СК по Волгоградской области возбудить уголовное дело из-за срыва строительства третьей очереди метротрама.

Ранее к Бастрыкину с такой просьбой обратились жители Волгограда. В видеообращении общественники рассказали главе СК, что в регионе затягивают возбуждение дела из-за остановки строительства линии подземного трамвая и якобы нанесенного ущерба бюджету на сумму 400 млн рублей, передает volgograd.kp.ru.

Волгоградцы уже обращались к Бастрыкину, и после предыдущего заявления была организована процессуальная проверка, но прошло четыре месяца, а результатов нет.

Проект строительства третьей очереди был заказан еще в 2013 году. Цена контракта – 400 млн рублей. Планировалось, что проект закончат в 2014 году и его можно будет защищать на федеральном уровне, чтобы получить финансирование. Но работы были выполнены частично и остановлены «в связи с изменением документов по стандартизации», сообщает V1.ru. И все же за это время было подписано четыре акта сдачи-приемки работ. «Метрогипротрансу», который делал проект, администрация оплатила только один акт – на 10 млн рублей, но позднее по решению суда выплатила еще 250 млн рублей, а также пени и расходы на госпошлину.

В 2020 году администрация Волгограда отменила собственное постановление «Об утверждении проекта планировки и межевания территории», по которому выделялась земля для строительства, а затем издала постановление об отмене проекта строительства линии скоростного трамвая. Как отмечают в прокуратуре, причиной послужила реализация программы «Формирование городской среды», согласно которой на Казахской улице, где планировалась линия метротрама, должно было проводиться благоустройство, а из-за проекта очереди трамвая это было невозможно.

Следственный комитет и прокуратура должны выяснить, насколько правомерны действия мэрии Волгограда при расходовании денег на разработку проектной документации, которая в итоге не была завершена, и почему чиновники не приняли меры по использованию проекта.

Еще в 2014 году Андрей Бочаров вскоре после того, как его назначили и. о. главы региона, на встрече с на тот момент главой Минтранса РФ Максимом Соколовым подтвердил, что Волгоград крайне заинтересован в продолжении строительства третьей очереди метротрама. Он подчеркнул, что разработка проектно-сметной документации будет профинансирована за счет области. Но дело с метротрамом так и не сдвинулось. В декабре 2022 года Бочаров заявил о планах модернизировать метротрам в рамках концессий – объем инвестиций может достичь 12 млрд рублей. Однако о строительстве третьей линии речи не идет.

Активные граждане или происки оппозиции?

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе Виталий Арьков обращает внимание на то, что большая доля финансирования строительства метротрама – это федеральные деньги. Поэтому отсутствие работ по третьей очереди – это решение Москвы, уверен эксперт.

«Всем понятно, куда сейчас важнее направлять федеральные деньги, в какие регионы и на какие цели. Конечно, третья очередь в Волгограде нужна, но это не столь критичная цель на данный момент. При этом Волгоград не забывают, городской пассажирский транспорт обновляется, работы ведутся в рамках федеральных программ», – подмечает Арьков.

Ответил собеседник РК и на вопрос, может ли активная позиция граждан по этому вопросу быть происками оппозиции перед выборами в гордуму в сентябре 2023 года. По его мнению, гордума в Волгограде уже много лет не принимает самостоятельных решений. Поэтому если в этом и замешана оппозиция, то ее действия направлены на губернатора Андрея Бочарова, у которого выборы в 2024 году.

Общественный деятель Сергей Островский отмечает, что актуальность скоростного трамвая высокая и строительство третьей линии поспособствовала бы развитию города. Но, полагает эксперт, администрация Волгограда в этом не заинтересована.

«Я был на обсуждениях в Общественной палате Волгограда, где нам рассказывали, как хорошо, что трамваи передадут в концессию. Но мы видим на примере коммунального хозяйства, что опыт концессии в Волгограде провальный в прямом смысле слова, судя по тому, что вся страна увидела наш провалившийся канализационный коллектор на склоне сквера Пахмутовой. В этом свете будущее трамвая тоже, по мнению жителей, находится под угрозой», – замечает Островский.

Он подчеркивает, что граждане пишут заявления в СК в попытке решить хозяйственные вопросы города, поскольку ни личные, ни коллективные обращения к чиновникам на местном уровне не дают результата.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: