Опасная помощь: нужен ли регионам мораторий на закон о госзакупках

/

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести мораторий на действие федерального закона о госзакупках в период СВО. По словам Матвиенко, это позволит регионам быстрее осваивать средства, выделенные на строительство социальных и инфраструктурных объектов. В Минфине между тем заявили, что действующим законодательством предусмотрены все необходимые инструменты для заключения контрактов в самые сжатые сроки. Поможет регионам введение моратория на закон о госзакупках или такое решение может спровоцировать всплеск коррупции – разбираемся в сюжете РК.

Освоить быстрее

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что до завершения специальной военной операции необходимо дать регионам право в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов. Матвиенко обратила внимание, что после проведения всех конкурсных процедур у регионов остается всего полгода на освоение средств, выделенных на возведение социальной и прочей инфраструктуры.

 «С учетом нынешних условий, новой реальности, в которой мы живем, предлагаю наложить мораторий на действие 44-го федерального закона о госзакупках и дать возможность регионам быстро осваивать средства», – заявила Валентина Матвиенко.

Она напомнила, что закон был направлен на борьбу с коррупцией. Но, по ее словам, нечистоплотные компании находят пути обхода, а добросовестные подрядчики страдают.

По поручению Матвиенко Совет Федерации в течение недели подготовит предложение правительству РФ о введении моратория на действие 44-го ФЗ.

Матвиенко добавила, что это не отменяет контроля со стороны правоохранительных органов. «Но нельзя из‑за теоретических подозрений останавливать всю машину освоения федеральных средств и развития страны», – сказала она.

Однако в Минфине РФ считают, что действующее законодательство обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в сжатые сроки. Так, определение исполнителей госконтрактов, в том числе подрядчиков для строительных работ, может быть осуществлено в срок, не превышающий 26 календарных дней при проведении конкурса или 18 календарных дней – при проведении аукциона.

В Минфине также напомнили, что с 2022 года субъекты и муниципальные образования наделены полномочиями самостоятельно устанавливать любые дополнительные случаи определения единственных поставщиков. Такие решения могут приниматься в самые короткие сроки без наличия проектной документации с последующим уточнением объема контракта, заметили в министерстве.

Не идеально, но работает

По мнению доктора экономических наук научного сотрудника ИНИОН РАН Сергея Смирнова, закон о госзакупках работает не идеально, но приостановка его исполнения чревата коррупционными и прочими рисками.

«Жесткая закупка при отсутствии конкуренции, как мы понимаем, ведет к монополизации, росту цен, к недобросовестности. Поэтому я больше на стороне Минфина. Не стоит вот так сразу отказываться от механизмов, которые более или менее соответствуют рыночной экономике. Нужно дорабатывать 44-ФЗ и мониторить его», – убежден Смирнов.

Ру­ко­во­ди­тель на­прав­ле­ния «Фи­нан­сы и эко­но­ми­ка» Ин­сти­ту­та со­вре­мен­но­го раз­ви­тия Никита Масленников полагает, что мораторий на закон о госзакупках может быть введен только при наличии четко отработанной схемы по контролю за ценообразованием.

«Всегда есть коррупционная среда. Если смотреть на опросы бизнеса, то озабоченность бюрократизацией и коррупцией органов государственного управления выросла на треть. Мы можем исходить из того, что, когда возникают отношения с одним-единственным поставщиком, это схема, которая провоцирует некие коррупционные проявления. Это в равной степени относится и к регионам, и к федеральному центру», – заметил Масленников.

В Telegram-каналах также ведется активная дискуссия о возможном введении моратория на действие закона о госзакупках. Так, в поддержку инициативы Матвиенко высказались авторы канала «Поднять Перископ!»: «На наш взгляд, российская система государственных закупок, созданная в соответствии с 44-ФЗ, фактически не выполняет поставленные перед ней задачи: не обеспечивает необходимый уровень конкуренции, не является преградой для лоббистов и практически не ведет к экономии средств бюджета».

«Временное правительство», напротив, опасается, что мораторий на 44-й ФЗ приведет к раздаче подрядов исключительно аффилированным фирмам по ценам выше рынка, а количество невыполненных контрактов только увеличится.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: