Депутат Госдумы Сергей Сокол, кандидат на пост главы Хакасии, поставил ультиматум властям республики: они должны навести порядок в ситуации с зарплатами учителей и врачей, иначе он направит письмо в Генпрокуратуру. Региональное правительство обещало установить виновных и пересчитать зарплаты еще в апреле, но, по словам Сокола, это так и не было сделано. Эксперты РК рассказали, принесет ли Соколу этот ход дополнительные голоса избирателей и почему позиции Коновалова не станут прочнее, даже если он решит проблему.
Защитник и нарушители
Депутат Госдумы, секретарь реготделения «Единой России» в Хакасии Сергей Сокол потребовал от властей республики решить проблему с зарплатами учителей. Он рассказал, что ему поступают десятки обращений от педагогов, которые недовольны серьезным снижением зарплат.
Напомним, в апреле РК сообщали, что в нескольких муниципалитетах педагогам не только не привели зарплаты в соответствие с целевыми показателями, но и сократили их. Глава Хакасии Валентин Коновалов (КПРФ) тогда получил представление от прокуратуры и заявил, что разберется, кто виноват в ситуации, а учителям власти пообещали сделать перерасчет зарплаты. Однако спустя несколько месяцев, как заявляет Сокол, перерасчет так и не сделан. На решение вопроса он дал правительству три дня.
«Игнорировать это просто невозможно. Подготовил письмо на имя генерального прокурора РФ Игоря Викторовича Краснова. Если правительство региона продолжит делать вид, что этот вопрос его не касается, направлю письмо в Генеральную прокуратуру – и пеняйте на себя. Остается три дня. Время пошло», – написал Сокол в Telegram-канале.
Сокол отметил, что зарплату задерживают и врачам скорой помощи. По его словам, 200 медработников в Абакане уже написали обращение в прокуратуру по поводу долгов по зарплате, но «республиканское правительство предпочитает создавать только видимость работы».
Он также считает, что Коновалов пытается «перебить тему» с зарплатами. Для этого губернатор и чиновники социально-экономического блока правительства Хакасии выпустили пресс-релиз о заморозке тарифов ЖКХ до 2025 года. Это предложение Сокол назвал популистским и ничем экономически не обоснованным, учитывая, что объем госдолга республики превышает 25 млрд рублей. Он выразил уверенность, что подобные действия властей Хакасии приведут к экономическому коллапсу, так как тарифы ЖКХ все равно вырастут при таком подходе.
В сентябре 2023 года в Хакасии состоятся выборы губернатора. Об участии в них заявили и Валентин Коновалов, и Сергей Сокол. Аналитики Агентства политических и экономических коммуникаций прогнозируют второй тур, поскольку победитель выборов неочевиден.
На чьей стороне учителя?
Политолог Михаил Верхотуров считает, что Коновалов оказался в безвыходной ситуации, решение которой в любом случае не укрепит его позиции перед выборами.
«Позиции Коновалова не упрочит даже решение проблемы. Решит – получается, сделал это только под давлением Сокола и из-за страха перед проверкой Генпрокуратуры. Плюс останется осадок: что мешало сделать перерасчет и выплаты раньше вместо кормления завтраками?» – поясняет эксперт.
А вот Соколу, наоборот, ультиматум добавит бонусов. По мнению Верхотурова, в бюллетене тысячам учителей и их родственникам (около 4–5% избирателей) предстоит выбрать или политика, который со своей командой месяцами не мог решить их проблему, или же того, кто за них заступился. И выбор в этом случае очевиден.
Журналист Александр Бортников рассказывает, что педагоги как раз в эти дни должны получить зарплату за июнь: станет понятно, включены в них обещанные выплаты или нет. По предварительным данным, выплат нет. В любом случае ход Сокола он называет сильным.
«Педагоги, конечно, запомнят, кто обещал – и обманул, а кто вступился – и добивается, чтобы им отдали полагающееся. Независимо от того, как дальше будут развиваться события, это в любом случае станет плюсом к имиджу Сокола и минусом к имиджу Коновалова», – комментирует Бортников.
Он подмечает, что если учителя для себя определят, кто есть кто в сложившейся ситуации, то они смогут передать эту точку зрения очень многим избирателям.