Цифровая инфраструктура Москвы: как «Активный гражданин» и другие проекты помогают взаимодействию горожан и власти

/

Почти 7 млн москвичей, или каждый второй житель столицы, стали участниками проекта «Активный гражданин» за 10 лет его существования. На электронной платформе прошло более 6,5 тыс. голосований, участники которых выразили свое мнение по важнейшим вопросам развития столицы, сообщил мэр Сергей Собянин. Эксперты отмечают, что «Активный гражданин» стал значимой частью электронной инфраструктуры, созданной для москвичей. Передовые разработки столицы по цифровизации госуслуг затем внедряются по всей стране, констатируют собеседники РК. Подробности – в сюжете.

В диалоге с жителями

«Активный гражданин», московская электронная платформа для голосований по различным вопросам жизни города, через несколько месяцев отметит 10 лет со дня основания. Результаты работы проекта за прошедшие годы подвел мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге.

«На платформе прошло более 6,5 тыс. голосований, в ходе которых участники выразили свое мнение свыше 250 млн раз. Коллеги подсчитали, что если бы мы собирали эти мнения вручную в режиме поквартирного обхода, то на это потребовалось бы 50 лет работы в режиме нон-стоп», – отметил Собянин.

По словам мэра, в первые годы после запуска «Активный гражданин» казался чем-то непривычным. Как рассказал Собянин, чиновники сначала роптали, что в цепочке принятия решений появилось дополнительное звено, а граждане сомневались в эффективности электронных голосований.

«На мой взгляд, переломным моментом стала подготовка программы реновации в 2017 году. Вокруг включения конкретных домов в программу были сломаны тысячи копий, но в конечном счете окончательное решение приняли сами жители. Причем 43% участников голосования выразили свое мнение с помощью «Активного гражданина», – подчеркнул глава столицы.

В итоге за 10 лет участниками проекта стали почти 7 млн человек – каждый второй москвич. По итогам голосований реализовано более 4 тыс. решений, принятых жителями по развитию Москвы.

Помимо платформы для голосований, в Москве были созданы и другие электронные сервисы для горожан. С помощью портала «Наш город» жители могут сообщить о недочетах в содержании объектов инфраструктуры. Проект «Город идей» собирает предложения москвичей по 12 ключевым сферам жизни Москвы: экология, благоустройство, транспорт, парки и так далее. В 2020 году запущена платформа «Электронный дом», которая позволяет принимать юридически значимые решения по управлению собственным домом, общаться с соседями и эффективно взаимодействовать с управляющей компанией.

Удобный инструмент

Политтехнолог Алена Август отмечает, что созданные в Москве электронные сервисы стали привычными и понятными инструментами для горожан. Так, проект «Активный гражданин» по­мо­га­ет не толь­ко вы­яс­нить мне­ние жи­те­лей сто­ли­цы, но и сгла­дить ка­кие-то про­ти­во­ре­чия по резонансным темам. А проект «Элек­трон­ный дом» не только дает воз­мож­ность иметь пол­но­цен­ную ин­фор­ма­цию о про­ис­хо­дя­щем в доме, но и помогает спла­чи­вать со­се­дей.

«Моск­ви­чи – это до­ста­точ­но мо­биль­ные люди: ты проснул­ся на од­ном кон­це Моск­вы, ра­бо­та – на дру­гом, раз­вле­че­ния – на тре­тьем и так да­лее. По­это­му люди по­сто­ян­но в дви­же­нии, а по­доб­ные элек­трон­ные сер­ви­сы очень удоб­ны, ко­гда нуж­но по­лу­чить ин­фор­ма­цию, по­де­лить­ся мне­ни­ем. Это един­ствен­но воз­мож­ное ре­ше­ние для жи­те­лей сто­ли­цы, по­то­му что идти куда-то, зво­нить по те­ле­фо­ну – это невоз­мож­но в на­ших усло­ви­ях», – заметила Август.

Политолог Александр Асафов также говорит, что москвичи при­вык­ли вза­и­мо­дей­ство­вать с го­ро­дом и го­су­дар­ством в циф­ро­вой сре­де. При этом жители чувствуют свою сопричастность к развитию столицы.

Асафов обратил внимание, что передовые разработки Москвы по цифровизации госуслуг затем внедряются по всей стране.

«На­при­мер, сей­час в каж­дом ре­ги­оне стра­ны уже есть МФЦ или ана­ло­ги. Но впер­вые это по­яви­лось имен­но в сто­ли­це. «Ак­тив­ный граж­да­нин», «Элек­трон­ный дом», «По­мощ­ник Моск­вы» и дру­гие сер­ви­сы – это пока еще часть имен­но мос­ков­ской ин­фра­струк­ту­ры, по­то­му что здесь уро­вень циф­ро­ви­за­ции го­сус­луг зна­чи­тель­но выше, чем в дру­гих ре­ги­о­нах стра­ны и даже в дру­гих сто­ли­цах мира. Ча­стич­но по­хо­жие ме­ха­низ­мы ре­а­ли­зу­ют­ся в круп­ных го­ро­дах Рос­сии. Но я ду­маю, что та­кие прак­ти­ки бу­дут раз­ви­вать­ся и рас­про­стра­нять­ся в раз­ных ре­ги­о­нах, на­при­мер, как рас­про­стра­ня­ет­ся сей­час ДЭГ, про­сто для это­го нуж­но со­зда­ние опре­де­лен­ной ин­фра­струк­ту­ры, а это во­прос вре­ме­ни», – резюмировал собеседник РК.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: